Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) изучили зарубежный опыт проведения земельных реформ в странах Балтии (Литва, Латвия, Эстония).
Земельная реформа в Литве, Латвии и Эстонии имела общую цель – восстановление структуры землевладения на основе частной собственности.
Страны Балтии
Общая политическая цель земельной реформы во всех трех странах заключалась в восстановлении довоенной фермерской структуры, основанной на частной землевладении. Таким образом, восстановление прав собственности в том виде, в котором они были в 1940 году, было выбрано в качестве основного направления земельной реформы в трех странах Балтии.
Литва
В Литве основными законами, регулирующими земельную реформу, были Закон о земельной реформе и Закон о порядке и условиях восстановления прав собственности на имеющуюся недвижимость.
Реституция могла быть в натуральной форме (т.е. вернуть старую семейную землю); в эквиваленте (т.е. получить другую землю); или через компенсацию (т.е. в деньгах).
Процесс реституции земли в Литве состоял из следующих этапов:
• Анализ существующей ситуации с землепользованием;
• Подготовительные землеустроительные работы;
• Подготовка планов землеустройства в рамках земельной реформы;
• Процедура публичности и утверждение плана;
• Геодезические работы в полях;
• Подготовка юридической документации на право собственности;
• Нотариальное одобрение и регистрация в Государственном земельном кадастре.
Подготовка плана реституции зачастую осложнялась возможностью реституции в эквивалентной земле. Этот вариант позволял имеющим на это право лицам перенести свои права на землю из одной части страны в другую (например, оттуда, где семейная земля находилась в 1940 году, туда, где наследники жили на момент реституции).
Максимальная площадь земли, подлежащей возвращению, со временем увеличивалась. Когда этот процесс начался в 1991 году, можно было вернуть максимум 50 га сельскохозяйственных земель и 10 га леса. В 1995 году максимальный размер увеличился до 80 га сельскохозяйственных земель и 25 га лесов. Наконец, в 1997 году максимальная площадь земли, которая могла быть возвращена, была увеличена до 150 га.
Результаты
С 1991 по 2008 год права собственности были восстановлены почти на 4 млн.га или 97% земли в сельской местности. В общей сложности 715 000 человек потребовали возврата земли.
По данным 2011 г., средний размер агрохолдинга составлял 5,3 га, а средний размер сельскохозяйственных участков - 2,9 га.
Латвия
В Латвии права собственности на землю были восстановлены на основе ситуации с собственностью на 21 июля 1940 года. В качестве основы для восстановления были использованы кадастровые карты и записи Земельной книги за период 1924-1940 годов.
Земельная реформа в Латвии регулируется рядом законов, начиная с июньского 1990 года решения Верховного Совета Латвийской Республики об аграрной реформе в Латвийской Республике. В нем говорилось, что бывшие землевладельцы и их наследники вместе с землепользователями могли предъявлять иски о выделении земли в пользование.
Крайний срок подачи требований о реституции был установлен на ноябрь 1996 года.
Бывшим владельцам или их наследникам, где это было возможно, были возвращены их первоначальные владения. В качестве альтернативы они могли бы выбрать получение эквивалентного земельного участка аналогичной стоимости в другом месте или получение денежной компенсации за стоимость утраченного имущества.
Компенсация рассчитывалась на основе площади земли, типа землепользования и местоположения собственности. Сельскохозяйственные земли были возвращены до максимального предела в 100 га. В Латвии требования о реституции превысили площадь доступной земли более чем на 25%.
Результаты
В 2005 году 24% общего количества с/х земель использовалось по договорам аренды. По данным 2012 г., средний размер земельных участков сельскохозяйственного назначения в Латвии относительно велик - около 7,3 га.
Эстония
В Эстонии цель земельной реформы была шире, чем в двух других странах Балтии. Одной из целей была реституция бывшим владельцам, но также была приватизация путем продажи государственной земли, а также передача государственной земли в собственность местных органов власти и определение того, что земля должна оставаться в государственной собственности.
Все эти различные цели земельной реформы были частью одного и того же процесса. В результате процесс земельной реформы в Эстонии, вероятно, был более сложным, чем в двух других странах. На многие участки претендовали более чем один владелец.
Результаты
В 2005 году 54% общего количества с/х земель было использовано по договорам аренды.
В конце 2008 года почти 90% земель, подлежащих реституции и приватизации, были зарегистрированы в кадастре.
Д. Ильина,
руководитель проекта ИМРИ
А. Ким,
ведущий научный сотрудник ИМРИ