За 7 лет на дороги направлено 61 трлн сумов, но ДТП остаются серьёзной проблемой
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева началось видеоселекторное совещание, посвящённое обеспечению безопасности дорожного движения и снижению заторов на дорогах.
Отмечено, что за последние 7 лет в этой сфере была проведена значительная работа. На строительство и ремонт дорог было выделено 61 трлн сумов — это в 3,5 раза больше по сравнению с суммами, выделенными до 2017 года.
Была внедрена система онлайн-обращений, благодаря чему количество обращений в подразделения дорожной безопасности сократилось на 50 процентов.
Кроме того, 3 365 сотрудникам службы безопасности дорожного движения были предоставлены электронные планшеты и бодикамеры. Внедрена практика автоматической фиксации и вынесения решений по правонарушениям с использованием искусственного интеллекта.
Восемь услуг, таких как сдача экзаменов на водительские права, нанесение дорожной разметки, технический осмотр и другие, переданы на аутсорсинг предпринимателям.
В городах были организованы выделенные полосы для общественного транспорта. В прошлом месяце для водителей также были введены многочисленные послабления.
Впервые внедрён подход, при котором при первом нарушении предусмотрено не наказание, а предупреждение.
Отменена фиксация на камеры случаев наезда на дорожную разметку.
Разрешено движение других транспортных средств по выделенным полосам для общественного транспорта в вечернее время.
В дневное время запрещены дорожные ремонтные работы в городах.
Установлено обязательное размещение дорожных знаков в местах, где используются радары.
В то же время глава государства отметил, что в данной сфере остаётся множество нерешённых проблем.
Подчёркнуто, что ущерб от дорожно-транспортных происшествий в стране составляет в среднем 0,4 процента от валового внутреннего продукта.
В прошлом году произошло 9 364 дорожно-транспортных происшествия. В результате этих трагедий травмы получили почти 9 тысяч граждан.
Наиболее печально, что в результате аварий погибло 2 203 человека. Больше всего смертельных случаев зафиксировано в Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях.
За первые шесть месяцев текущего года уровень дорожно-транспортных происшествий остался высоким в 20 регионах.
При этом в ряде районов наблюдается значительное снижение числа ДТП с тяжкими последствиями. В частности, в таких районах, как Муйнак, Нукус, Тахтакупыр, Канлыкуль, Янгиабад, Туракурган, Аккурган, Сайхунобод, Булакбаши, Улугнор, Бандихан, а также в городах Охангарон, Ширин, Нурафшон и Ханабад, ситуация улучшилась, и ни одного смертельного случая зафиксировано не было.
Однако в районах Кизилтепа, Уйчи, Пахтачи, Чуст, Тайлак, Ургут, Шават, Пастдаргом, Яккабаг, Кушкупыр, Ханка, Денов, Пешку, Беруни, Алмазар и Бектемир отмечается противоположная ситуация.
Ответственным за сферу безопасности было указано, что тот факт, что по числу смертей на 100 тысяч населения Узбекистан занимает одно из самых низких мест среди стран Содружества Независимых Государств, не должен быть поводом для самоуспокоения.
«К сожалению, каждое четвёртое ДТП заканчивается смертью одного человека, а в среднем шесть человек в день погибают на дорогах. Это должно вызывать серьёзную тревогу у всех», — подчеркнул Президент.
Отмечено, что там, где хоким и подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС) совместно и серьёзно занимаются развитием дорожной инфраструктуры, наблюдаются положительные изменения.
Так, например, после установки защитных ограждений на 6 километрах кольцевой дороги Ферганы (Д-105), проходящей через Чуст, в этом году не произошло ни одной аварии со смертельным исходом, тогда как ранее на этом участке ежегодно погибало около 10 человек.
По поручению Президента было проведено обследование состояния автомобильных дорог международного и государственного значения.
В результате выявлена нехватка бетонных и металлических ограждений на 1 557 километрах дорог, тротуаров — на 967 километрах, а также 38 тысяч дорожных знаков.
В связи с этим Президент Узбекистана объявил о запуске национальной программы «Безопасная дорога», цель которой — снижение числа дорожно-транспортных происшествий путём улучшения дорожной инфраструктуры.
В рамках реализации национальной программы «Безопасная дорога» деятельность Республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход» будет реорганизована и передана в подчинение Правительству.
Во всех регионах страны будут созданы отдельные филиалы фонда.
Прогнозируется, что в текущем году общий объём поступлений в фонд из всех источников составит 400 миллиардов сумов.
Кроме того, 25 процентов всех штрафов, поступающих в бюджет от фото- и видеорадаров, также будут направляться в фонд и его региональные отделения.
Компании, ответственные за установку дорожных знаков и светофоров, а также за нанесение дорожной разметки в системе ДПС, будут переданы на уровень областей.
Деятельность фонда будет прозрачной: в его состав войдут руководители областных управлений ДПС и дорожных служб, а также представители общественности.
Отныне средства фонда в первую очередь будут направлены на устранение очагов аварийности — опасных участков дорог. Это включает установку разделительных ограждений, дорожных знаков, освещения, организацию пешеходных переходов и цифровизацию перекрёстков.
Для выявления наиболее проблемных участков дорог на основе мнений населения и общественности поручено запустить отдельный электронный портал.
Хокимы районов и руководители органов внутренних дел будут размещать на этом портале в открытом доступе информацию со сметой о том, где необходимо установить дорожные знаки, нанести разметку, оборудовать пешеходные переходы и светофоры.
Жители также смогут дополнять этот список и голосовать за предложенные проекты. На портале будут размещаться фото- и видеоматериалы о выполненных работах, которые смогут оценивать граждане.
Отмечено, что возможности областей и районов по формированию фонда не одинаковы. В связи с этим фонду будет предоставлено право распределять средства между регионами и районами для финансирования проектов.
Ответственность за упорядочение внутренних дорог будет возложена на хокимов областей и районов.
На республиканских и международных дорогах насчитывается свыше 1 200 разворотных участков, однако только на 146 из них имеются подземные или надземные разворотные сооружения. Из более чем 10 тысяч пешеходных переходов лишь 154 оборудованы в виде надземных или подземных переходов.
В связи с этим до 1 октября будет проведена проверка соответствия требованиям безопасности международных автомагистралей по направлениям Ташкент – Самарканд – Термез, Ташкент – Ферганская долина, Самарканд – Бухара.
До конца года планируется разработать технико-экономическое обоснование, в котором будет определено, какое количество надземных и подземных разворотных участков и пешеходных переходов, а также современных светоотражающих дорожных знаков и разметки необходимо.
На следующий год в прогноз по привлечению средств от международных финансовых организаций на эти цели включена сумма в размере 200 миллионов долларов.
В нашей стране система общественного транспорта пока не налажена на уровне, который бы удовлетворял население — на это было указано особо.
Междугородние автобусы ездят не по расписанию, а лишь тогда, когда накапливается 40–50 пассажиров. Причина в том, что для предпринимателей не предусмотрен механизм компенсации убытков при организации междугородних перевозок. Субсидии распространяются только на автобусы, обслуживающие пригороды.
Президент заявил, что теперь будет внедрена новая система развития общественного транспорта, курсирующего на средние и дальние расстояния.
При этом будет применён отдельный подход по направлениям из Ташкента и между областями.
В столицу ежедневно прибывает около 1 миллиона человек, из которых 275 тысяч — из Ташкентской области.
В связи с этим система общественного транспорта столицы перейдёт на единый агломерационный формат, охватывающий все прилегающие районы Ташкентской области.
Для этого 20 автобусных маршрутов, идущих до Кольцевой дороги Ташкента, будут продлены на 15–20 километров, а также добавятся ещё 6 новых маршрутов. Это создаст значительные удобства для жителей Ташкентской области.
«Пусть граждане не волнуются, что при удлинении маршрутов увеличится время ожидания. До сентября мы завезём 200 автобусов в столицу, а в следующем году — ещё 1 тысячу», — заявил Президент.
Поручено внедрить новую систему в Ташкенте и Ташкентской области с 1 сентября, а в крупных городах — с 1 января следующего года.
Было подчеркнуто, что необходимо активизировать движение городского и междуобластного общественного транспорта.
Для автобусов и микроавтобусов, работающих по этим направлениям, будет предоставляться субсидия на каждого пассажира.
Льгота по утилизационному сбору для автобусов будет продлена ещё на три года и распространится также на микроавтобусы.
Таможенная льгота, действующая в течение трёх лет для туристических автобусов и микроавтобусов, будет применяться и к общественному транспорту.
При этом предпринимателям будут поставлены два условия — строгое соблюдение графика движения и переход на электронную систему оплаты с полной прозрачностью поступлений.
В регионах уже начат ряд успешных инновационных инициатив по обеспечению комфортности и безопасности общественного транспорта.
Так, в Ташкенте привлекаются инвестиции из Китая в размере 300 миллионов долларов на ремонт 200 километров дорог и четырёх мостов.
Кроме того, в столице для снижения пробок будет внедрена информационная система «Интеллектуальный транспорт».
К этой системе будут подключены более 700 перекрёстков Ташкента, включая все светофоры, а также устройства фото- и видеонаблюдения.
За счёт дистанционного управления светофорами в зависимости от транспортного потока, заторы могут сократиться на 25–30%.
Президент обратил внимание ещё на одну важную проблему.
Общественность выражает недовольство тем, что на некоторых улицах, где расположены административные здания министерств, ведомств и хокимиятов, движение перекрыто, а сами сотрудники этих учреждений занимают 2–3 полосы дороги своими автомобилями.
По поручению президента было проведено анкетирование среди 15 тысяч водителей. И в Ташкенте, и в других крупных городах водители заявили, что вынуждены парковаться на проезжей части, поскольку не хватает легальных парковок.
«В целом, сегодня нет ни одного человека или площадки, где могли бы услышать простой голос водителя», — сказал президент.
Ответственным лицам поручено убрать все необоснованно установленные запрещающие знаки возле учреждений и в махаллях.
В местах, где сотрудники министерств и ведомств создают неудобства гражданам, самовольно занимая территорию для парковки, будут установлены камеры фиксации, и обеспечена неотвратимость наказания.
Также отмечено, что государственные служащие должны подавать пример, пользуясь общественным транспортом. Теперь, согласно постановлению правительства, приоритет на дорогах будет предоставляться только служебным автомобилям из утверждённого перечня руководителей.
В прошлом году водителями было совершено 24 миллиона правонарушений, 81% из которых классифицируются как грубые. Особенно хронический характер ситуация приобрела в Самаркандской, Кашкадарьинской, Ташкентской областях и в городе Ташкенте.
В социальных сетях даже известные личности заявляют: «Я же заплатил штраф, теперь могу ездить как хочу».
«Теперь мы внедрим новую систему, чтобы повысить культуру вождения на дорогах и продемонстрировать силу закона по отношению к злостным нарушителям», — заявил президент.
В связи с этим будет запущена программа «Злостные нарушители».
Если водитель дважды за месяц выезжает на встречную полосу или проезжает на красный свет, либо пять раз превышает скорость — в течение года ему не будет предоставляться скидка на штрафы.
Если за месяц количество нарушений превысит десять — водитель может быть лишён водительских прав сроком до шести месяцев.
Также предложено пересмотреть размеры штрафов за превышение скорости и внести изменения в законодательство с тем, чтобы лишать водительских прав тех, кто превышает допустимую скорость в 2–3 раза.
Было отмечено, что участились жалобы на то, что отдельные управления безопасности дорожного движения (УБДД) принимают решения о наложении штрафов за правонарушения лишь спустя 7–8 месяцев после их совершения.
В связи с этим установлено новое правило: если решение о штрафе не принято в течение одного месяца с момента совершения правонарушения, водитель освобождается от уплаты.
Подчёркнута необходимость нового подхода к вопросам скорости движения, поскольку в стране строятся современные дороги, количество автомобилей с высокими системами безопасности неуклонно растёт.
Министерству внутренних дел поручено совместно с хокимами областей сформировать перечень участков дорог, на которых возможно пересмотреть существующие ограничения скорости.
Также отмечено, что новая система подготовки водителей начала приносить результаты: с начала года количество правонарушений среди водителей с небольшим стажем сократилось на 15%, а число тяжёлых ДТП — на 30%.
Однако по-прежнему остаётся актуальной задача повышения культуры поведения на дороге и знаний правил дорожного движения среди пешеходов, особенно молодёжи.
Соответствующим министерствам поручено до начала нового учебного года кардинально обновить программы по обеспечению безопасности дорожного движения в школах и детских садах.
Соревнования «Зелёный свет» среди школьников и молодёжи в махаллях будут возобновлены, а победителям на республиканском уровне вручат призы от Президента.
Будут созданы простые обучающие видеоролики и анимации по правилам дорожного движения. В махаллях и на различных мероприятиях начнётся активная разъяснительная работа о важности соблюдения ПДД.
В ходе заседания заслушаны отчёты руководителей регионов, а также ответственных министерств и ведомств, курирующих сферу.
#Шавкат Мирзиёев