Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Недавняя блокировка Суэцкого канала показала важность продвижения альтернативных транспортных коридоров и вызвало вопросы в экспертном сообществе о рисках чрезмерной зависимости мира от данного маршрута. Экономический ущерб от блокады доказал хрупкость глобальной транспортной архитектуры.
Инцидент вынудил некоторые корабли использовать альтернативный маршрут вокруг южной оконечности Африки, что значительно увеличивает транспортные расходы и время.
Суэцкий канал – искусственно созданный водный путь является одним из наиболее активно используемых морских путей в мире, через который проходит более 12% мировой торговли (1,25 млрд. тн грузов). Этот канал также отвечает за транспортировку 7% мировой нефти и 30% ежедневных мировых контейнерных перевозок.
Согласно «Lloyd’s List» (одно из старейших судоходных изданий в мире. Основано в 1734 г. в Лондоне), расчётная дневная стоимость грузов, проходящих через канал, составляет $9,7 млрд., из которых $5,1 млрд. идут на запад и $4,6 млрд. - на восток. По оценкам экспертов, каждый час задержки обошлись мировой торговле примерно в $400 млн. выручки.
В свете данных событий экспертным сообществом рассматриваются альтернативные маршруты. В частности, Северный морской путь (СМП), Международный транспортный коридор «Север-Юг» (Мумбаи (Индия) – Бандар-Абас (Иран) – Баку (Азербайджан) – Астрахань (РФ) – Моска (РФ) – Санкт –Петербург (РФ), Транссибирская магистраль (от Владивостока до Москвы) и инициатива «Средний коридор» (Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан – Китай).
Отмечая плюсы и минусы рассматриваемых маршрутов, мнение экспертов склоняется к актуальности транспортировки товаров между Азией и Европой через Центральную Азию («Средний Коридор»).
Коридор через Центральную Азию имеет ряд преимуществ по сравнению с другими рассматриваемыми транспортными маршрутами.
Северный морской путь (СМП)– морской путь между Европой и Азией через Арктические маршруты Российской Федерации. Использование СМП может сэкономить время и деньги по сравнению с рейсами через Суэцкий канал т.к. маршрут короче примерно на 40-60% (7 000-13 000 км).
Но несмотря на это, большим недостатком является то, что значительную часть года он покрыт льдами (ноябрь – июнь), и для перевозки грузов по данному пути требуются суда особого характера и возможностей, имеющиеся только у Москвы. Таким образом, альтернатива СМП по отношению к Суэцкому каналу может носить только сезонный характер.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» (7 200 км), мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, от Санкт-Петербурга (РФ) до порта Мумбаи (Индия).
Основным преимуществом МТК "Север-Юг" перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров.
Несмотря на свои преимущества, данный маршрут не может быть прямым конкурентом Суэцкому каналу, поскольку он служит для соединения Индийского океана и Персидского залива с Северной Европой, а не для соединения Восточной и Юго-Восточной Азии, как Суэцкий канал.
По мнению экспертов, он может составить конкуренцию Суэцкому каналу только в том случае, если будет интегрирован в «Средний коридор».
Транссибирская магистраль – железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км.
В силу своего особого географического положения территория России представляет собой своеобразный «сухопутный мост» для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами ЕС и АТР.
По оценкам, данная магистраль может успешно конкурировать с морским транзитом, сократит путь между Европой и Северо-Восточной Азией на 8 тыс. км, сэкономит 8-10 суток транзитного времени по сравнению с морскими перевозками.
Но при сравнении с Транссибирской магистралью, подчеркивается, что «Средний коридор» короче на 2 тыс. км и проходит через районы с более благоприятным климатом.
Дополнительным плюсом также отмечается, что по сравнению с традиционным морскими путями, по этому маршруту можно доставлять грузы из Китая в Европу в три раза быстрее, всего за 11-15 дней.
Инициатива «Среднего коридора» выгодна также для Афганистана и Таджикистана. Эти страны через «Лазуритовый транспортный коридор» (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция) могут взаимодействовать со «Средним коридором» и транспортировать свои товары во всех азиатских направлениях, а также в Европу.
Таким образом, по утверждению экспертов, преимущества Среднего коридора и недостатки других альтернатив показывают важность данного маршрута и делают его лучшей альтернативой Суэцкому каналу.
Азамат Тохиров
ведущий научный сотрудник
Международного института Центральной Азии