Курсы валют от 21/08/2025
$1 – 12466.44
UZS – -0,47%
€1 – 14517.17
UZS – -0,77%
₽1 – 155.42
UZS – -0,35%
Поиск
Финансы 20/08/2025 Выбор правильного момента: катастрофы, долги и средства к существованию

Выбор правильного момента: катастрофы, долги и средства к существованию

Фото: Vlad Deep on Unsplash

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — По всей Азии и Тихоокеанскому региону наводнения, тайфуны, волны жары и засухи теперь происходят с частотой, немыслимой всего поколение назад. Рост температуры и уровня моря усиливает штормы, а стремительный рост городов толкает всё больше семей в зоны риска.

Когда происходит катастрофа, платить приходится беднейшим дважды — сначала через потерю жилья, урожая и рабочих мест, а затем через скрытые расходы, связанные с ростом государственных заимствований.

Восстановление дорог, больниц и школ обходится в миллиарды. Правительства часто привлекают эти средства через выпуск государственных облигаций. Однако после катастрофы инвесторы становятся осторожными, опасаясь снижения налоговых поступлений и увеличения расходов на помощь. Чтобы компенсировать риск, они требуют «премию за катастрофу» — более высокую процентную ставку по новым заимствованиям.

Для страны с уже напряженным бюджетом каждый дополнительный процент, выплачиваемый держателям облигаций, означает меньше средств на экстренные приюты, социальную защиту и небольшие гранты, позволяющие предпринимателям вновь открыть магазины. Фактически, рост стоимости государственных заимствований может отсрочить самые необходимые инвестиции, которые помогают сообществам восстановиться.

Исследование АБР для Asian Bond Monitor, охватывающее выпуск облигаций в мире за два десятилетия, показывает четкую закономерность: чем больше ущерб по сравнению с национальным доходом, тем выше процентная ставка, на которую правительство вынуждено соглашаться.

Счёт ущерба, равный всего одному проценту ВВП, может добавить примерно треть процентного пункта к стоимости заимствований. Для стран с низким доходом это может означать разницу между строительством новой начальной школы и выплатой кредиторам.

Рынки имеют короткую память. Премия за катастрофу достигает пика, когда эмоции высоки, а прогнозы полны неопределённости. С каждым днём поступает новая информация — приходят средства на помощь, восстанавливаются доходы, начинается восстановление — и тревога инвесторов снижается. В среднем ожидание три месяца после крупной катастрофы сокращает дополнительные расходы почти на две пятых.

Это не означает, что правительства всегда должны откладывать заимствования. Людям необходимы вода, электроэнергия и медицинская помощь немедленно.

Но это подчеркивает компромисс: выпускать облигации сразу и платить больше или временно использовать более дешёвое промежуточное финансирование и выйти на рынок позже по меньшей цене.

Грамотно разработанное страхование катастроф ещё больше снижает премию. Когда инвесторы видят, что часть убытков будет покрыта выплатой — будь то катастрофическая облигация, региональный пул рисков или параметрическая страховка — они меньше боятся дефолта и соглашаются на более низкую доходность. В нашей базе данных разница между застрахованными и незастрахованными событиями часто достигает нескольких десятков базисных пунктов.

Для бедных семей эти сэкономленные базисные пункты имеют значение. Страхование снижает стоимость заимствований, но требует уплаты премии, поэтому важно сбалансировать уровень покрытия с финансовыми возможностями государства. Более низкие процентные выплаты, достигнутые экономически эффективно, освобождают средства для помощи и восстановления, ускоряя процесс и защищая достигнутые успехи в снижении бедности.

Развивающиеся страны и их партнёры могут использовать следующие стратегии:

Использовать быстрое льготное финансирование, чтобы выиграть время. Многосторонние кредиторы и региональные фонды могут предоставлять быстро распределяемые кредиты с низкой ставкой или гранты сразу после катастрофы. Такое временное финансирование покрывает срочные нужды и позволяет менеджерам по долгам дождаться спокойных рынков перед выпуском больших объёмов облигаций.

Расширять доступное страхование. Многие страны Азии и Тихоокеанского региона остаются недоcтрахованными. Масштабирование региональных пулов рисков, стимулирование выпуска катастрофических облигаций и субсидирование премий помогают снизить премию за катастрофу и защитить государственные бюджеты.

Планировать календарь выпуска долгов с учетом катастроф. Как фермеры следят за погодой, казначейства должны отслеживать сезон катастроф. Предварительное финансирование части годовой потребности в заимствованиях, создание умеренных резервов и согласование резервных кредитных линий снижают давление на выпуск облигаций в худший момент.

Сосредоточиться на публичных коммуникациях. Прозрачные оценки ущерба, чёткие планы реконструкции и достоверные бюджетные отчёты успокаивают инвесторов и граждан. Уверенность снижает стоимость заимствований и привлекает частный капитал для восстановления.

Дискуссия о спредах по государственным облигациям может казаться отдалённой для семей, потерявших кров и средства к существованию. Тем не менее каждый базисный пункт, сэкономленный на заимствованиях, превращается в восстановленные классы, закупленные вакцины и выданные микрозаймы.

Грамотное управление временем заимствований и страхование позволяют правительствам превращать финансовые решения в конкретную помощь самым уязвимым.

Когда штормы и наводнения наносят удар, люди страдают дважды, если правительства переплачивают за долг после катастрофы. Умный выбор времени и страхование сокращают расходы на финансирование, оставляя больше ресурсов для восстановления сообществ сильнее, чем прежде.

Александр Раабе — экономист Департамента экономических исследований и оценки воздействия АБР. Маттео Фикарра занимается эмпирической макроэкономикой и международной экономикой в Женевском выпускном институте.

Мнения авторов не обязательно отражают позиции Азиатского банка развития, его руководства, Совета директоров или членов организации, а также UzDaily.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал