Круглый стол был организован Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Министерством юстиции Республики Узбекистан, Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, Посольством Франции в Узбекистане, Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане, Фондом им. К.Адернауэра и др.
В работе круглого стола приняли участие депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, представители органов исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, научной юридической общественности, образовательных учреждений, СМИ, а также международных организаций, дипломатического корпуса и зарубежные эксперты.
На заседании круглого стола было, отмечено, что вопросы контроля за исполнением принятых законов всегда находились в центре внимания парламента Узбекистана. Более того, парламентский контроль за исполнением законов, наряду с законотворчеством, традиционно рассматривался как основное направление деятельности Олий Мажлиса.
Участники круглого стола подчеркнули, что анализ законодательства показывает, что в настоящее время не существует базового нормативно-правового акта, регламентирующего в достаточной мере процедуру осуществления парламентского контроля, конкретные полномочия субъектов, его осуществляющих, их функций, механизмов взаимодействия с другими субъектами государственного контроля.
В Конституции Республики Узбекистан и законах о палатах Олий Мажлиса закреплены в основном субъекты и формы парламентского контроля, но не конкретизированы процедуры его реализации, его последствия для органов и должностных лиц, допустивших нарушение законов. Создание действенного правового и организационного механизма парламентского контроля, обеспечение реальных возможностей для выработки Олий Мажлисом Республики Узбекистан мер по устранению выявленных в ходе контроля отклонений, требует принятия Закона «О парламентском контроле».
Эффективность парламентского контроля за исполнительной властью, как подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ислама Каримов, в значительной степени зависит от активного участия в этой работе средств массовой информации и широкой общественности. Самая главная задача состоит в том, чтобы парламент стал проводником демократических преобразований, направленных на формирование сильного гражданского общества.
В связи с происходящими в стране процессами демократизации государства и формирования гражданского общества особую актуальность приобретает разработка и принятие специального системаобразующего закона по организации общественного контроля в Республике Узбекистан, о чем было особо отмечено в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, представленной в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова 12 ноября 2010г. и где было указано: «Назрела необходимость принятия Закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», направленного на создание системного эффективного правового механизма осуществления контроля за исполнением актов законодательства органами государственной власти и управления со стороны общества, гражданских институтов.
В законе необходимо определить виды, формы и субъекты общественного контроля, предмет контроля, правовые механизмы его осуществления, а также условия наступления ответственности должностных лиц за неисполнение действующего законодательства в этой сфере».
Участники круглого стола особо отметили, что при разработке проектов законов «О парламентском контроле» и «Об общественном контроле в Республике Узбекистан» необходимо закрепить механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и парламентских структур в сфере контроля за деятельностью органов исполнительной власти.
По итогам круглого стола были приняты рекомендации по доработке законопроектов «О парламентском контроле» и «Об общественном контроле в Республике Узбекистан» и их эффективному применению на практике.