Курсы валют от 26/11/2024
$1 – 12814.78
UZS – -0,11%
€1 – 13442.70
UZS – 0,73%
₽1 – 123.50
UZS – -1,13%
Поиск
В мире 13/11/2020 Военно-политическая обстановке в Азиатско-Тихоокеанском регионе может стать толчком к дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе
Военно-политическая обстановке в Азиатско-Тихоокеанском регионе может стать толчком к дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Развитие военно-политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) сопровождается неуклонным ухудшением отношений между региональными силами. Текущая ситуация характеризуется состоянием хрупкого равновесия, поскольку в регионе сохраняется высокий конфликтный потенциал. Это связано, прежде всего, со смещением в АТР центра мировой торговли и экономики, а также наличием разноплановых интересов ключевых факторов. На фоне сохранения неразрешенных конфликтов и территориальных споров, наличия в АТР ядерных держав, особую напряженность в регионе придает нарастание конкуренции за лидерство между США и КНР.

I. Территориальные претензии являются серьезным источником конфликтов в АТР. В последние годы их потенциал увеличивается на фоне экономического кризиса, непрерывного роста населения, конкуренции за обладание природными ресурсами и контролем над торговыми коммуникациями. Вследствие этого в зоне АТР сформировалась «азиатская дуга нестабильности». Прежде всего, это касается островов в Японском, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Наиболее значимые события среди территориальных споров разворачивались вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море. Интересы сторон по данному архипелагу лежат в геоэкономической и военно-стратегической плоскостях.

Спорные участки суши и моря обеспечивают контроль над акваторией Южно-Китайского моря – ключ к Малаккскому проливу, через который в год проходит товаров на 5,3 трлн. долл. (около 25% мировой торговли) и до 60% внешней торговли КНР, в т.ч. до 80% импортируемых углеводородов. Китай обеспокоен возможностями ВМФ США который в любой момент может блокировать узкий пролив (его ширина в самом узком месте составляет всего 2,5 км).

В АТР Китай продолжает укреплять свои позиции в качестве мировой державы и главного соперника Соединенных Штатов.

С военной точки зрения, КНР превратила Южно-Китайское море в зону, где она может контролировать доступ иностранных военно-морских сил. Пекин приступил к реализации амбициозной программы модернизации Вооруженных Сил, которая включает в себя расширение морских, воздушных и десантных возможностей.

Расстановка сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе фактически изменилась, и китайская армия в настоящее время является основной силой в регионе.

II. В ответ на действия Пекина Вашингтон принял решение начать операции по обеспечению свободы мореплавания в Южно-Китайском море. Американские военные корабли демонстративно проходят через односторонне обозначенную Китаем исключительную экономическую зону, не признавая ее соответствие нормам Конвенции по морскому праву.

Кроме того, Вашингтон прибегает к затратной дипломатической и экономической политике для международного противодействия усилению КНР и укреплению единства стран-участниц т.н. «антикитайской коалиции» (Япония, Республика Корея, Тайвань, Филиппины), а также ориентирующихся на них региональных игроков из состава государств АСЕАН (Малайзия, Бруней, Таиланд, Сингапур, частично Вьетнам).

Был подписан новый Договор о военном союзе между Японией и США, по которому Токио может оказывать военную помощь региональным союзникам, в случае агрессии против них. При этом главным военным компонентом американского присутствия в Японии являются базы ВВС и ВМС США с ударной авианосной группой.

Также, США закрепили свое военное присутствие в Австралии, имеющей большое стратегическое влияние на морские пути в Тихом и Индийском океанах. Между Вашингтоном и Канберрой подписано Соглашение о размещении в Австралии 2,5 тыс. американских морских пехотинцев, базировании кораблей ВМФ и самолетов ВВС.

Достигнуты договоренности с Манилой об усилении присутствия американских ВМС и их сухопутных сил на территории Филиппин. Договор позволит американской стороне строить и эксплуатировать объекты на 5 филиппинских военных базах в непосредственной близости от спорной акватории в Южно-Китайском море.

Союзнические отношения в военной сфере США установили и с Таиландом. Вашингтон пользуется полным доступом к его военным базам. США продолжают рассматривать Таиланд в качестве одного из основных партнеров в регионе.

США поддерживают тесные отношения с Сингапуром. Помимо торговли, оба государства объединяют интересы в области безопасности. В соответствии с Соглашением о взаимном обеспечении снабжения и технических услуг США имеют возможность использования военной инфраструктуры страны.

Особое значение США придают своему военному присутствию в Индонезии в связи с её непосредственной близостью к стратегически важному Малаккскому проливу. По этой же причине США также установили свое военное присутствие в Брунее, позволяющее контролировать морские пути на всей акватории Южно-Китайского моря.

В качестве перспективного регионального партнера США рассматривают Вьетнам. Эта страна может превратиться в «державу средней величины», способную оказывать значительное влияние в АТР.

III. Напряжённость на Корейском полуострове остается наиболее опасной региональной проблемой, оказывающей влияние на безопасность в глобальном масштабе.

Переговоры о денуклеаризации между Соединенными Штатами и Северной Кореей зашли в тупик после того, как руководство КНДР заявило, что Вашингтон не спешит предоставлять Пхеньяну приемлемые условия возможного ядерного соглашения. Пример одностороннего выхода США из ядерной сделки с Ираном также сыграл свою роль.

В этих условиях США стремятся сохранить свое военное присутствие на территории Южной Кореи, где размещено 28,5 тыс. американских военнослужащих для «защиты страны на случай войны с КНДР».

В то же время, Вьетнам переправил новые ракетные пусковые установки с материка на базы, которые находятся на некоторых островах архипелага Спратли, что повышает напряженность отношений с КНР. Пекин считает, что Филиппины и Вьетнам сознательно используют поддержку США для эскалации напряженности в регионе.

При этом американская сторона полагает, что достаточно большой угрозой ее национальным интересам является создание в перспективе военного альянса между КНР и РФ.

Движение Москвы в сторону Пекина ускоряет темпы роста военного могущества и геополитического веса КНР.

Несмотря на то, что Россия находится в стороне от острых тем, определяющих военно-политическую обстановку в АТР, для подтверждения своего статуса влиятельной мировой державы Москва периодически предпринимает меры в сфере региональной безопасности.

Кремль на регулярной основе проводит военные учения со странами региона и наращивает свое военное присутствие на Курильских островах, создавая дополнительную напряженность в зоне АТР. РФ разместила противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион» на южнокурильских островах, которые представляют собой не только оборонительное, но и наступательное оружие (оснащены сверхзвуковыми ракетами «Оникс» способными поражать морские и наземные цели в радиусе 600 км).

IV. Многие страны региона рассматривают военное присутствие США в качестве стабилизирующего фактора и гарантии их безопасности. Однако в последнее время они проявляют растущую озабоченность тем, что мир в регионе не становится крепче, а обстановка характеризуется большей непредсказуемостью. В этой связи союзники США, неуверенные в эффективности «гарантий» Пентагона на фоне заявлений президента США Д.Трампа, стремятся укрепить собственный военный потенциал.

Интенсивная милитаризация в данном контексте, является ещё одной негативной тенденцией военно-политической обстановки в АТР. Расходы на оборону в некоторых странах региона растут быстрее, чем увеличивается их ВВП.

Согласно ежегодному докладу британского аналитического центра «Джэйнс», в топ-10 стран с самыми большими военными бюджетами от АТР вошли: США, КНР, РФ, Япония, Республика Корея, Австралия. Даже без учета США, страны АТР в совокупности в 2019 г. на военные нужды потратили более 400 млрд. долл.

В целом, по мнению экспертов, сохранение предпосылок к обострения военно-политической ситуации в АТР, и высокая вероятность ее эскалации чревата непредсказуемыми последствиями. Перспективы развития дальнейших событий будут зависеть от готовности избранного Президента США Джо Байдена и Председателя КНР Си Цзиньпина к поиску точек соприкосновения и взаимовыгодного сотрудничества.

Однако сохранение имеющихся стратегических противоречии между США и КНР в АТР и регулярные «коррективы» во внешнеполитическом курсе стран региона могут стать толчком к дальнейшей дестабилизации ситуации.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал