В последние годы в Узбекистане последовательно осуществляется реализация правительственной программы «Электронное правительство», внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы – электронный документооборот, оказание интерактивных услуг населению, хозяйственным субъектам и юридическим лицам.
Выступая на расширенном заседании Кабинета Министров 18 января 2013 года, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул важность ускоренной реализации мер и проектов в сфере информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий. В частности, была отмечена необходимость в кратчайшее время не только устранить существующее отставание по оказанию интерактивных информационных услуг, но и выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий.
В целях повышения эффективности мониторинга состояния ИКТ, Государственным комитетом связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан предложено внедрить международные критерии и индикаторы оценки уровня информатизации отраслей и сфер экономики страны, а также проведение систематического мониторинга.
Председатель ГКСиТТ Х.Мирзохидов: «Одной из основных задач дальнейшего развития ИКТ в стране является широкое использование современных технологий в сфере государственного и общественного строительства, развитие электронных форм оказания интерактивных государственных услуг. Сегодняшнее мероприятие позволило конструктивно обменяться мнениями, поскольку оценка внедрения ИКТ в государственных органах и крупных хозяйствующих субъектах непосредственно затрагивает всех нас».
Наиболее авторитетным из существующих глобальных рейтингов оценки состояния ИКТ является рейтинг ООН, которой раз в два года проводится оценка уровня применения ИКТ в решении административных и экономических задач стран мира и освоения современных технологий при предоставлении государственных услуг.
Следует отметить, что в отчете ООН о состоянии развития ИКТ отмечен неуклонное движение Узбекистана к внедрению элементов электронного правительства, принятие соответствующих законов и правительственных решений, совершенствование Правительственного портала. Сегодня актуальным является применение международных критериев оценки состояния ИКТ, что будет способствовать эффективному мониторингу проводимых реформ в области внедрения ИКТ.
«Узбекистан перед собой поставил амбициозные задачи широкого применения ИКТ в государственном управлении, особенно в контексте развития системы «электронного правительства», что является важным инструментом улучшения качества предоставляемых населению государственных услуг, - отметил постоянный представитель Программы развития ООН в Узбекистане Стефан Приснер, – ПРООН через пилотные инициативы оказывает содействие во внедрении «электронного правительства» в стране, в частности - во внедрении системы электронного документооборота «э-Хужжат» в местных органах власти, создании Центров содействия бизнесу в регионах, Центров единого окна по оказанию государственных услуг, а также в повышении эффективности делопроизводства в гражданских судах путем внедрения элементов ИКТ».
При формировании рейтинга ООН используются два показателя:
I) Индекс развития электронного правительства (E-Government Index), который складывается из показателей развития онлайн-услуг, телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала;
II) Индекс электронного участия (Е-Participation Index), который оценивает доступность и качество государственных услуг, отражает взаимодействие между гражданами и правительством, участие граждан в процессе принятия решений.
В соответствии с методологией ООН, основные стадии развития электронного правительства являются: 1) Первая стадия (начальная) – размещение на сайтах органов государственной власти информации о деятельности государственных органов, законодательных актов. 2) Вторая стадия (развивающаяся) - предоставление расширенного одного- и упрощенного двустороннего доступа между правительством и гражданами через веб-сайтах органов государственной власти. 3) Третья (деловая) - предоставление расширенного двустороннего доступа между правительством и гражданами через веб-сайты органов государственной власти. 4) Четвертая стадия (продвинутая) - сайты органов государственной власти изменяют способ взаимодействия с гражданами (платформа веб 2.0 и создание полноценных интерактивных сервисов).
Сегодня многие развитые и развивающиеся страны мира успешно применяют различные рейтинговые методологии для оценки уровня развития ИКТ в системе государственного управления с особым акцентом на онлайновые государственные услуги, предоставляемые гражданам и хозяйствующим субъектам через порталы Центров единого окна (ЦЕО). Эти услуги в основном включают в себя интерактивные, транзакционные свойства и электронное участие, которые обеспечивают связь граждан с правительством.
На круглом столе корейские эксперты ознакомили участников с опытом Республики Корея в области внедрения ИКТ в государственных органах в рамках электронного правительства. Следует отметить, что Корея на протяжении нескольких лет лидирует в мировом рейтинге ООН в области внедрения электронного правительства. Корейское правительство оказывает около 87% всех интерактивных государственных услуг, учитываемых в рейтинговом исследовании ООН.
В ходе мероприятия был также обсужден Проект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении системы рейтинговой оценки состояния внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах», устанавливающий перечень сведений и ответственных за их предоставление государственных органов для формирования достоверных показателей развития ИКТ в стране. Проект постановления также предусматривает утверждение в новой редакции основных требований к официальному сайту государственного органа. Среди основных нововведений можно отметить необходимость наличия инструментов изучения общественного мнения и обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственного органа. Кроме того, госорганы должны предусматривать на своем сайте возможности по отслеживанию хода и времени рассмотрения обращений граждан.
В работе круглого стола приняли участие более 200 представителей парламента, правительства, министерств и ведомств Узбекистана, а также международных организаций и СМИ.