Документ подготовлен в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 14 января 2011 года №Р-3557.
Документ направлен на создание правовых основ таможенного регулирования, обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории Республики Узбекистан.
Также кодекс направлен на стимулирование развития внешней торговли, создание максимально благоприятных условий для осуществления внешнеторговых операций, усиление мер по соблюдению участниками внешне - экономической деятельности положений Таможенного кодекса и обеспечение единообразия его применения.
В межведомственную рабочую группу по разработке новой редакции Таможенного кодекса вошли представители ряда министерств и ведомств, ассоциаций таможенных брокеров и таможенных перевозчиков. Координацию работ по законопроекту ведет Государственный таможенный комитет.
Правительство Узбекистана поставило задачу разработать новую редакцию Таможенного кодекса как нормативный акт прямого действия, соответствующий признанным в мире стандартам и международным соглашениям. Поэтому законопроект базировался на таких стандартах и нормах как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1999 года); Международная конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция 1990 года); Таможенные кодексы Европейского Союза и стран-членов СНГ, а также действующее таможенное законодательство.
При работе над законопроектом ставились такие задачи как сокращение бюрократических процедур, сроков их проведения и стоимости, введение более упрощённого порядка осуществления экспортных процедур для предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства, упорядочение механизма получения отсрочки по таможенным платежам субъектами малого бизнеса.
В проект Таможенного кодекса введены четкие нормы, регламентирующие все возможные процедуры, т.е. предусмотрено прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере самим Кодексом.
В целях унификации и упрощения применения таможенного законодательства новый проект объединил два закона: действующий Таможенный кодекс и Закон Республики Узбекистан «О таможенном тарифе».
В проект включены отдельные решения Правительства Республики Узбекистан и межведомственные нормативные акты, зарегистрированные Министерством юстиции, регламентирующие вопросы таможенного оформления и уплаты таможенных платежей; (всего 35 нормативно-правовых актов, которые с принятием Таможенного кодекса подлежат отмене).
Согласно поставленным задачам, таможенное регулирование должно стать инструментом формирования максимально благоприятных условий для расширения участия частного сектора во внешнеэкономической деятельности. От того, насколько таможенные процедуры и формальности станут прозрачны и просты, а права и обязанности таможенных органов и участников ВЭД чётко регламентированы, зависит эффективность деятельности каждого предпринимателя и экономики страны в целом. Одна из ключевых установок законопроекта – это либерализация порядка осуществления внешнеэкономической деятельности. Поэтому законопроект формировался на основе таких требований, как упрощение таможенных процедур и формирование новой системы таможенного контроля, обеспечение разумного баланса интересов торговли и государства; применение прогрессивных информационных технологий таможенного оформления и контроля; создание надлежащей правовой основы для реформирования таможенного администрирования.
Ключевыми моментами таможенной практики должны стать внедрение механизма чёткого регламентирования перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под определённый таможенный режим, а также системы электронного декларирования товаров на основе успешного опыта зарубежных стран. Так же в проекте отражены и нормы об ограничении сроков проведения посттаможенной дооценки импортных товаров и доначисления таможенных платежей.
Основой законопроекта является урегулирование всей цепочки проблем, начиная от ввоза товара и заканчивая перемещением под конкретный таможенный режим. Определен конкретный механизм выдачи таможенными органами разрешительных документов на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и перевозчика, по хранению и реализации товаров под таможенным контролем, их переработке.
Так же, определены конкретные права и обязанности таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, а также других лиц осуществляющих свою деятельность в околотаможенной сфере (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, свободные и таможенные склады, магазины беспошлинной торговли.
Следует отметить, что разделы действующего Таможенного кодекса по вопросам установления ответственности за нарушения таможенного законодательства, процедур проведения таможенного расследования, рассмотрения дел о таможенных правонарушениях и исполнения решений по ним не включены в проект Таможенного кодекса, так как данные вопросы предусмотрены в Кодексе об административной ответственности.
Проект предусматривает широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов.
К примеру, документы, для таможенного оформления, в том числе таможенная декларация, могут предоставляться посредством электронных способов обмена информации, с использованием электронной цифровой подписи.
Так, декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, электронной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Проект новой редакции Таможенного Кодекса состоит из 13 разделов, 56 глав и 514 статьей. В нём детально прописаны положения, регламентирующие все возможные процедуры и механизмы, а содержание норм конкретизированы.
По обсуждению проекта Таможенного Кодекса были проведены региональные семинары и «круглые столы» с привлечением депутатов Олий Мажлиса РУз, государственных, коммерческих и общественных организаций и участников ВЭД.
В настоящее время законопроект передан на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан для последующего внесения в Олий Мажлис Республики Узбекистан.