Развитие посткризисного мира характеризуется наличием ряда трендов: а) ускорение перемещения центра посткризисного мирового роста в развивающийся мир; б) усиление позиций развивающихся стран в качестве центра мирового покупательского спроса; в) увеличение доли развивающихся стран в контроле над международной финансовой архитектурой, особенно в части золотовалютных резервов; г) перемещение инвестиционного и инновационного потенциала.
В результате действия указанных трендов основной характеристикой посткризисного мирового развития станет усиление «дуги нестабильности», которая характеризуется такими процессами, как углубление мировых макроэкономических дисбалансов, нарастание рисков нестабильности традиционных факторов роста, усиление социальной нестабильности и обесценение доллара США в качестве мировой резервной валюты.
Основные выводы, которые вытекают для стран с развивающимися рынками, заключаются в том, что: а) произойдет ужесточение конкуренции по всем направлениям; б) усилится роль товарных экспортных потоков; в) повысится актуальность поиска новых инструментов аккумулирования и использования конъюнктурных доходов.
Нарастание «дуги нестабильности» на мировых товарных и финансовых рынках может снизить устойчивость сложившихся источников финансирования экономического роста в Узбекистане, усиливая актуальность поиска дополнительных финансовых источников роста, а значит, и трансформации сложившейся модели финансовых потоков. Действующая модель формирования финансовых потоков сложилась во второй половине 90-х годов прошлого века, в период «первоначального накопления капитала». В данной модели государство выступает основным источником спроса в экономике. Особенностью данной модели является вторичность частного сектора и рыночного финансового посредничества.
Поиск дополнительных финансовых источников роста предопределяет необходимость трансформации текущей модели роста, основанной на экономике спроса, формируемого государством, на модель роста, основанную на экономике предложения. Данная модель предполагает создание частных источников роста - частных фирм и домохозяйств. Они должны замещать и постепенно вытеснять государство из предпринимательской зоны. Государство должно создавать максимально благоприятные условия для функционирования частных экономических агентов, стимулировать их интерес к развитию, т. е. стимулировать предложение товаров и услуг.
Сутью данной модели должна стать диверсификация источников, форм, валют и методов привлечения и использования инвестиций. Сюда относятся: а) усиление финансового сопровождения товарных экспортных потоков; б) диверсификация стратегии управления внешними заимствованиями; в) активизация внутренних финансовых возможностей. Успех реализации данных направлений предполагает активизацию некоторых макроэкономических компонентов. В частности, нужна благоприятная валютная политика (унификация обменного курса). Кроме того, необходимо перейти к таргетированию инфляции, что позволит удерживать процентные ставки на приемлемом для инвесторов уровне. Усиливается также роль реформ в правоприменительной сфере, направленных на защиту прав собственности, развитие конкуренции и преодоление коррупции.