Курсы валют от 25/11/2024
$1 – 12829.07
UZS – -0,12%
€1 – 13344.80
UZS – -1,21%
₽1 – 124.91
UZS – -1,92%
Поиск
Экономика 26/10/2024 В Узбекистане наблюдалось замедление роста цен на автомобили

В Узбекистане наблюдалось замедление роста цен на автомобили

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В первой половине 2024 года в Узбекистане наблюдалось замедление роста цен на автомобили, согласно обзору Центрального банка о финансовой стабильности. 

По информации регулятора, разрыв между рыночными и фундаментальными ценами на автомобили продолжает сокращаться, уменьшившись на 44% по сравнению с началом года.

Рыночная цена представляет собой актуальную стоимость автомобиля на рынке, формируемую под влиянием спроса и предложения, а также различных временных факторов. Фундаментальная цена, в отличие от рыночной, является более стабильной и долгосрочной оценкой стоимости автомобиля, основанной на его реальной ценности.

Увеличение предложения на авторынке произошло благодаря росту производства легковых автомобилей в стране на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а также значительному увеличению импорта. Это способствовало снижению цен на легковые автомобили, что, в свою очередь, сократило разрыв между рыночной и фундаментальной стоимостью на фоне роста доходов населения, отмечает Центральный банк.

Снижение покупательной способности населения оказало влияние на уровень спроса на авторынке. В первом полугодии средняя ставка по автокредитам возросла на 3,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средний объём автокредита на одного заёмщика увеличился на 6,1%. Повышение ставок по автокредитам и небольшое сокращение сроков их погашения ограничивают возможность приобретения автомобилей в кредит.

Уменьшение объёмов автокредитования сказалось на снижении темпов роста цен на автомобили. Банки ужесточили условия предоставления кредитов на покупку машин: средний срок кредита сократился на 0,3 года и составил 4,1 года в январе-июне.

Общий объём автокредитов, выданных банками, также значительно снизился. По итогам первого полугодия на автокредиты было выделено 8,9 трлн сумов, что в 2,1 раза меньше, чем за аналогичный период 2023 года. В результате темпы роста цен на автомобили замедлились, и за период с 1 июля 2023 года по 1 июля 2024 года цены выросли всего на 3,2%.

Согласно данным регулятора, снижение числа сделок купли-продажи автомобилей и падение спроса могут быть связаны с увеличением платы за регистрацию транспортных средств. Напомним, с 1 апреля тарифы на регистрацию и перерегистрацию автомобилей возросли в 68 раз — с 34 тысяч до 2,32 млн сумов (сейчас — 2,56 млн сумов), а для электромобилей — в 15 раз. В мае министр внутренних дел своим указом вернул прежнюю ставку в 10% БРВ за перерегистрацию автомобилей, но плата за регистрацию осталась без изменений.

В результате в первом полугодии количество договоров, заключённых в нотариальных конторах, сократилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив 442,8 тысячи сделок. В июне продажи автомобилей достигли минимального уровня с декабря 2021 года.

На авторынке появилось дополнительное предложение благодаря увеличению как импорта автомобилей, так и производства легковых машин в Узбекистане. В первые шесть месяцев было произведено 177 тысяч автомобилей (не считая специализированных легковых автомобилей), что на 9,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, объём импорта легковых автомобилей увеличился на 22% и составил 36 тысяч машин.

В кредитном портфеле банков снизился уровень концентрации автокредитов. На конец первого полугодия этот показатель оказался ниже 1500, что на 1004 пункта меньше, чем в аналогичный период 2023 года. 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) демонстрирует уровень концентрации на рынке банковских услуг в зависимости от уровня конкуренции: низкая концентрация — ниже 1000, средняя — от 1000 до 1800, высокая — свыше 1800.

В кредитных портфелях большинства банков, где объём автокредитования увеличился более чем в два раза за год, доля автокредитов составляет менее 40%. Это свидетельствует о снижении риска концентрации, связанного с изменениями цен на автомобили, и теперь затрагивает лишь ограниченное число банков, подчеркивает Центральный банк.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал