Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) —Принят Указ Президента «О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений» (УП №111 от 16.08.2024 года).
Согласно Указу, с 1 октября 2024 года будет введен упрощенный и расширенный порядок оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов
При этом: перед разработкой проекта в упрощенном порядке будут оцениваться следующие регуляторные инструменты, и по результатам оценки будет получаться предварительное заключение Министерства юстиции:
определение обязанностей, требований, запретов, ответственности или иных ограничений физическим и юридическим лицам, их изменение или применение мер воздействия, связанных с соблюдением требований или обеспечением их исполнения;
- введение льгот, преференций и других видов государственной поддержки, предоставляемых субъектам предпринимательства, расширение или сокращение сферы их применения;
- в расширенном порядке будут оцениваться следующие проекты нормативно-правовых актов:
- проекты, признанные по результатам упрощенной оценки имеющими высокий уровень экономического и социального воздействия, а также воздействия на окружающую среду;
- проекты, признанные подлежащими расширенной оценке по поручениям палат Олий Мажлиса, Администрации Президента и Кабинета Министров, а также по предложениям уполномоченных органов в сфере оценки, общественности и других заинтересованных сторон.
Согласно Указу, с 2025 года будет внедрен порядок, предусматривающий:
- после вступления в силу нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, устанавливающего правовые нормы:
- в целях анализа достижения целей принятия нормативно-правового акта, обеспечения его исполнения и сбора статистических данных для оценки ежегодно ответственным государственным органом будет проводиться мониторинг;
- в целях определения достижения целей и эффективности принятия нормативно-правового акта каждые 3 года ответственным государственным органом будет проводиться оценка подзаконных актов;
- в принятом нормативно-правовом акте будет указываться государственный орган, ответственный за проведение его мониторинга и оценки;
- результаты мониторинга и оценки принятого нормативно-правового акта в обязательном порядке будут предоставляться Министерству юстиции и публиковаться на официальном веб-сайте ответственного государственного органа;
- правовой мониторинг актов законодательства будет проводиться в рамках оценки регуляторного воздействия;
- комплексный план по проведению оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы актов законодательства ежегодно будет разрабатываться Министерством юстиции и утверждаться Кабинетом Министров;
отчет Министерства юстиции об исполнении комплексного плана будет представляться Кабинету Министров и Администрации Президента.
Согласно Указу, при разработке проектов нормативно-правовых актов, в том числе их оценке, к процессам сбора данных будут широко привлекаться научные организации и негосударственные некоммерческие организации.
С 1 октября 2024 года:
- по проектам законов государственные органы в обязательном порядке будут получать заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений в данной области;
- заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений и материалы по результатам обсуждений в обязательном порядке будут прилагаться при внесении проекта в Министерство юстиции и органы, принимающие данный акт.
Будет внедрен Рейтинг оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства, направленный на анализ, оценку эффективности деятельности государственных органов по оценке проектов актов законодательства, а также поощрение работников и устранение недостатков.
При этом:
Министерством юстиции ежегодно по итогам года будет определяться Рейтинг, который будет публиковаться в средствах массовой информации;
- ответственным за оценку работникам государственных органов, занявшим первые три места в Рейтинге, будет предоставлено единовременное материальное вознаграждение в размере не менее трехкратного месячного фонда
- оплаты труда за счет внебюджетных средств соответствующего государственного органа;
- будут определены меры по улучшению деятельности государственных органов с низким Рейтингом.