Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — 16 октября 2024 года Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией, посвящённой достижениям в сфере дорожного хозяйства и приоритетам на будущее.
Автомобильные дороги играют ключевую роль в экономике страны, поэтому их развитию уделяется особое внимание. Масштабы и качество работ в этой области значительно возросли. Для сравнения: в 2009–2016 годах на строительство и ремонт дорог было выделено 9 триллионов сумов, за которые было построено более 1 тысячи километров новых дорог и отремонтировано 20 тысяч километров.
Однако за последние восемь лет эти показатели увеличились в шесть раз: на развитие дорог было направлено 58 триллионов сумов, что позволило построить 2 тысячи километров новых и отремонтировать 100 тысяч километров дорог.
В рамках постановления Президента Республики Узбекистан от 10 октября 2023 года система управления дорожным хозяйством претерпела серьёзные изменения. Были чётко разграничены обязанности по проектированию, строительству и эксплуатации дорог, а также разделены функции заказчика и подрядчика.
Особое внимание теперь уделяется научно обоснованным методам строительства. Отказавшись от типовых проектных решений, дорожные службы перешли на индивидуальный подход, учитывающий геологические и экологические особенности каждого региона. Для этого было закуплено 1 700 единиц специализированной техники, а предприятия дорожного хозяйства получили новые виды асфальтобетонных и цементобетонных покрытий. Всё это позволило повысить качество работ. Теперь срок службы новых дорог составляет 15–20 лет, а их состояние проверяется по 42 различным параметрам. Дополнительно, с помощью техники, предоставленной Всемирным банком, проводится неразрушающий контроль качества дорожного покрытия и подземных коммуникаций.
Уход за улицами также является частью программы «Яшил макон» и культурной традицией благоустройства. Каждый сезон по обочинам высаживаются деревья, а для их обслуживания земельные участки вдоль дорог передаются в аренду.
На презентации также были представлены проекты и планы по дальнейшему развитию дорожного хозяйства. Согласно анализу ООН, качественные дороги могут способствовать увеличению ВВП Узбекистана как минимум на 2%. Совместно с международными финансовыми организациями в настоящее время реализуются шесть проектов по реконструкции 729 километров дорог. Например, в ближайшее время будет введён в эксплуатацию участок протяжённостью 240 километров по маршруту Кунград-Бейнеу. Также запланирована реконструкция отдельных участков дорог Гулистан — Андижан, Душанбе — Термез, Бухара — Туркменбаши и Ургенч — Хазарасп.
Частный сектор также привлекается к работе в этой сфере: эксплуатация 260 километров региональных дорог передана предпринимателям на условиях аутсорсинга.
Кроме того, в рамках проекта Азиатского банка развития принято решение о том, что строительство 841 километра дорог будет впервые поручено исключительно местным подрядчикам.
Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул важность дальнейшего развития международных дорог.
- Учитывая стратегическое расположение Узбекистана, международные дороги, соединяющие такие города, как Андижан, Кунград, Термез и Ташкент, играют ключевую роль для внешней торговли. Эти 4 тысячи километров дорог должны соответствовать самым высоким международным стандартам, — заявил он.
Также была отмечена необходимость ускорения проектов строительства платных автотрасс между Ташкентом и Самаркандом, а также Ташкентом и Андижаном. Причём наличие альтернативных бесплатных маршрутов будет закреплено законодательно.
Кроме того, 4700 путепроводов требуют ремонта, и для этого будет разработана трёхлетняя программа их реконструкции. Одновременно с этим, на международных автомагистралях будет построено дополнительно 70 сервисных комплексов, что поддержит развитие придорожной инфраструктуры.
Президент поручил наладить тесное сотрудничество с международными финансовыми институтами и привлекать иностранных консультантов для реализации проектов в области дорожной и водной инфраструктуры.