Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие выставки «Колыбельная при лунном свете» (“Ой ёғдусида айтилган алла”), посвященной истории традиционной детской колыбели - бешика. Выставка организована Фондом Каримова и открыта для посетителей до 25 ноября 2019 года. Об этом сообщает пресс служба Фонда.
Данный выставочный проект направлен на популяризацию богатого культурно-исторического наследия и традиционных ремесел Узбекистана. Выставка знакомит зрителей с творческими работами лучших мастеров-бешиксозов Узбекистана из таких городов, как Ташкент, Маргилан, Андижан, Хива, Гиждуван. Кроме этого, в экспозиции представлены фотографии, демонстрирующие традиционный процесс изготовления бешика, начиная с подготовки деревянного каркаса до нанесения различных узоров. Разнообразные образцы произведений народных мастеров, точность каждой детали и оригинальность красочных орнаментов позволяют зрителю не только созерцать красоту национальной культуры, но и ощутить историко-бытовую значимость узбекской колыбели.
Многие века нить жизни проходила сквозь пространство колыбели – бешика, представляющей собой модель мироздания ребенка. Являясь первым жилищем ребенка, бешик представлял собой образ новой жизни в мировоззренческой культуре народов Узбекистана и занимал особое место в их жизни. Передаваясь из поколения в поколение, бешик сумел дожить до наших дней и стать частью традиционной культуры узбекского народа в современном мире.
С середины 1990-х годов в Узбекистане стали возрождаться старые и появляться новые центры по изготовлению бешиков. Сегодня данным ремеслом занимаются в некоторых кишлаках и городах. Среди наиболее значимых в этом отношении можно отметить Андижан, Наманган, Маргилан в Ферганской долине; в центральных и северных регионах республики – Ташкент, Ургут близ Самарканда, Гиждуван в Бухарской и Кармана в Навоийской областях; в Сурхандарьинском регионе такой промысел развит в Байсуне; в Хорезмской области колыбели мастерят в Ургенче, Хазараспе и Хиве. В каждом регионе существуют свои узнаваемые особенности в изготовлении и раскраске этого изделия.
Потомственные мастера годами учатся данному ремеслу, чтобы, освоив все тонкости производственного процесса, найти неповторимый авторский «почерк». Передаваясь от мастера ученику, эта работа заключает в себе создание чего-то уникального, при этом сохраняя «колыбельную» традицию.
Появившись в глубине веков, бешик стал частью культуры этносов, проживавших в Центральной Азии, сумел дожить до наших дней и даже занять свое место в современном мире. И все благодаря броской символичности, которую так почитал узбекский народ, придававший колыбели поистине сакральный смысл.