Для существенного расширения аудитории участников семинара была организована видеоконференция с участием областных информационно-библиотечных и информационно-ресурсных центров колледжей.
Целью семинара является ознакомление сотрудников ИБЦ и, в первую очередь, ИРЦ колледжей с открытыми электронными информационными ресурсами Всемирного банка и другими образовательными источниками, а также технологиями поиска в них данных.
Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему качественному развитию информационно-библиотечного и информационно-ресурсного обслуживания на базе информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.» № ПП-1487 от 23 февраля 2011 года поставило перед информационно-библиотечными учреждениями задачу оказания услуг на новом качественном уровне с применением ИКТ.
Стратегическое развитие системы среднего специального образования предполагает внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий, рост информационных ресурсов, современную систему организации хранения и доступа к информации, а значит, требует новых знаний как от хранителей информации (библиотекарей, специалистов по информации), так и от потребителей – преподавателей и учащихся.
В Учебном семинаре приняли участие специалисты столицы и регионов - директора и ведущие специалисты информационно-библиотечных центров и информационно-ресурсных центров колледжей, которые ознакомились с системой открытого доступа к электронным информационным ресурсам для эффективного информирования своих пользователей на новом качественном уровне с применением ИКТ, что, несомненно, повысит качество образования.
В ходе семинара было рассказано, что главная цель движения «Открытый доступ к электронным информационным ресурсам» - это стимулирование авторов и обладателей ресурсов в предоставлении свободного доступа к исследованиям своих коллег ради науки и всеобщего развития человечества. Под понятием «Открытый доступ» понимается «бесплатный доступ через публичный интернет, позволяющий читателям читать, загружать, копировать, распространять и печатать, искать и делать ссылки, индексировать, передавать данные, или использовать с другой легальной целью, минуя финансовые и технические барьеры, лишь сохраняя целостность работы и ссылаясь на автора».
Было отмечено, что для достижения успеха необходимо:
- стимулировать наших исследователей/получателей грантов публиковать свои работы согласно принципам парадигмы Открытого доступа;
- стимулировать держателей культурного наследия поддерживать Открытый доступ, обеспечивая их Интернет-ресурсы;
- разрабатывать средства и способы оценки вкладов в Открытый доступ и сетевых журналов для того, чтобы поддерживать стандарты гарантии качества и хорошей научной практики;
- добиваться, чтобы публикации в системе Открытого доступа признавались при присуждении ученых степеней и решении о занятии преподавательских должностей;
- добиваться высокого качества вкладов в инфраструктуру
Открытого доступа путем развития программных средств, поставки контента и создания метаданных или публикации индивидуальных статей.
В ходе семинара были обсуждены основные преимущества открытого доступа, а именно: информированность о научных исследованиях и разработках повышается в десятки и сотни раз, позволяет избежать дублирования исследований, повысить научную кооперацию, качество исследований за счет сопоставления большого объема знаний по данному предмету и смежным направлениям.
Данный семинар придал очередной импульс к внедрению ИКТ в деятельность информационно-библиотечных учреждений, к созданию цифровых библиотек, которые в ближайшее время позволят сформировать глобальный информационный ресурс, к стимулированию поэтапного развития онлайнового открытого доступа к научным знаниям и культурному наследию.