Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Состоявшиеся в Ташкенте 26 и 27 сентября т.г. концерты Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева показали - насколько восторженно принимают в Узбекистане этот высокопрофессиональный коллектив.
Благотворительные концерты известного во всем мире Балета Игоря Моисеева состоялись благодаря спонсорской поддержке АО «Газпромбанк», АО «Узбекнефтегаз», Международной нефтесервисной компании «Eriell Group».
Зрителями двух вечеров во Дворце международных форумов «Узбекистон», ставших поистине праздником танца, были представители ряда министерств и ведомств Узбекистана, учащиеся образовательных учреждений, представители посольств и консульств, творческая интеллигенция, широкая общественность.
Представленная в Ташкенте программа Балета Игоря Моисеева включила в себя сложную хореографию, отточенность движений, акробатические элементы, актерское мастерство, позволившие зрителю насладиться блестящими номерами, каждый из которых незабываем.
Прошедшие благотворительные концерты ярко продемонстрировали огромную роль искусства в укреплении дружеских связей между Узбекистаном и Российской Федерацией.
В чем секрет известного многие десятилетия балета Игоря Моисеева становится понятнее из ташкентского интервью Художественного руководителя ансамбля Елены Щербаковой.
Сегодня Елена Александровна - Народная артистка России, кавалер ордена Дружбы, кавалер ордена Почета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации. А в 1969 году выпускница хореографического училища при Государственном академическом Большом театре России, мечтавшая работать в Балете Игоря Моисеева, принимала самое важное для себя решение.
«Увидев этот ансамбль еще будучи студенткой, для себя я решила, что если я в него не попаду, то вообще не буду танцевать, а сразу пойду на педагогическое отделение ГИТИСа. Мне повезло. Игорь Моисеев принял меня в ансамбль. Проработав 23 года, став солисткой ансамбля, перед уходом на творческую пенсию, Игорь Александрович предложил мне попробовать себя как педагога в нашей школе, а через два года, в 1994-ом сделал мне предложение стать директором ансамбля. Время было очень тяжелое, 90-е годы, перестройка, никому не было дела до искусства. Но мы сумели сохранить ансамбль в первозданном виде!».
А начинался путь известного сегодня на весь мир ансамбля в 1937 году. Игорь Моисеев буквально стал создателем жанра народно-сценической хореографии, и ему с блеском удавалось в каждом созданном номере талантливо перенести народный танец на профессиональную сцену. Преданность своему делу, невероятное чутье на самые оригинальные номера, постоянная работа над отточенностью каждого своего произведения сделали Игоря Александровича признанным маэстро, великим балетмейстером и режиссером. В гениальности созданного им ансамбля смог убедиться и Ташкент – все два вечера в зале Дворца международных форумов «Узбекистон» стоял гул восторженных аплодисментов. Балет Игоря Моисеева отличается такой слаженностью движений, в которую трудно поверить, даже видя танцоров перед собой на сцене. И это не случайно. Воспитывают будущих артистов-моисеевцев в своей же школе.
«Игорь Моисеев создал собственную школу при ансамбле, которая была основана в тяжелейшее время – в самый разгар Великой Отечественной Войны, в 1943 году, когда всем было далеко не до танцев. На данный момент 99% артистов ансамбля – лучшие выпускники нашей школы. В этом году, школа-студия при ансамбле отметит свое 75-летие», - отметила Е.Щербакова.
«В школу мы принимаем детей от 12 до 14 лет, после 8 класса общеобразовательной школы. Мы не делаем акцент на то, чтобы дети выступали с первого года обучения – свой первый концерт они демонстрируют уже перед самым выпуском, потому что самое главное для нас – обучить их основам классического танца, азам актерского мастерства и, конечно, моисеевской школе танца. Без этого выход на большую сцену невозможен».
Конечно, это далеко не единственный секрет той неимоверной легкости, с которой выступают перед зрителями моисеевцы. Эта легкость – и результат огромного напряжения артистов. За ошеломительным успехом стоит более чем напряженный труд и четкое расписание каждого дня.
«У артистов невероятно напряженный график репетиций. Рабочая неделя шестидневная, и всего один выходной день. Наш рабочий день начинается в 10 утра, с урока классического танца для подготовки артиста к репетициям и длится до 15.00, а затем – работа с 19.00 до 21.00. Между нашими репетициями проходят занятия школы в наших залах».
Такова плата за ошеломительный успех у зрителя. Творческая биография артистов балета коротка, но за эти годы лучшие из них поражают зрителей каждым своим выходом на сцену, получая в награду искренние овации – так как это было в эти два ташкентских вечера.
«Всего в ансамбле 90 артистов балета, их средний возраст – 23-25 лет. Но у нас есть уникальный артист, Рудий Ходжоян, Народный артист России, кавалер многих орденов и медалей, который в свои 75 лет великолепно исполняет главную партию «Отца» в еврейской сюите «Семейные радости», поставленной именно на него Игорем Моисеевым в 1994 году. Рудий Ходжоян также является аккомпаниатором всех восточных и кавказских танцев в ансамбле. Он является педагогом-репетитором танца аргентинских пастухов «Гаучо» - визитной карточки ансамбля».
Действительно, танец «Гаучо» - одна из удивительных находок Игоря Моисеева и он был включен в привезенную в Ташкент программу вместе с красочным русским танцем «Лето», романтичной сюитой греческих танцев «Сиртаки», уникальным «Калмыцким танцем, зажигательным «Яблочком» и другими номерами.
Каждый танец неповторим, и можно бесконечно смотреть на произведения, поставленные Игорем Моисеевым и бережно сохраняемые ансамблем и после ухода мэтра из жизни.
«Мы полностью сохранили все уникальное наследие Игоря Моисеева, все традиции заложенные мастером, моисеевскую школу танца. Наши артисты обладают особой энергетикой, способностью разжигать задор у публики. Даже флегматичные зрители на наших концертах становятся темпераментными. Ансамбль Игоря Моисеева единственный коллектив, который имеет свой малый симфонический оркестр из 32 человек. Все музыкальные обработки написаны специально для состава нашего оркестра. В репертуаре есть уникальные одноактные балеты, поставленные Игорем Моисеевым на музыку русских композиторов-симфонистов – Бородина, Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова», - рассказала Елена Александровна.
Сейчас в репертуаре ансамбля 200 уникальных номеров. При этом 7 танцев и один мини спектакль - «Танго Del Plata» являются новыми. В частности, премьера Del Plata состоялась в мае этого года, его постановщиком выступила аргентинский хореограф Лаура Роатта.
На концертах российского Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева всегда есть что открыть для себя. Трудно поверить, последний раз ансамбль в нашей столице был 36 лет назад! В этот раз Балет Игоря Моисеева дал благотворительные концерты в Ташкенте при поддержке спонсоров, о которых Елена Александровна говорит с большой благодарностью. Благодарен им и наш зритель, который с нетерпением будет ждать следующей встречи с невероятным искусством Балета Игоря Моисеева, который потряс Ташкент и, в свою очередь, был поражен столицей Узбекистана.
«Мы пропагандируем культуру Узбекистана по всему миру. В репертуаре ансамбля есть узбекский «Танец с блюдом», поставленный Игорем Моисеевым еще в 1937 году. Сейчас он имеет огромный успех. В этом году в Италии узбекскому танцу зрители аплодировали стоя. Я потрясена красотой Ташкента, как и все наши артисты, которые здесь впервые. Восточное гостеприимство здесь чувствуется на каждом шагу. Вернуть ансамбль в Узбекистан давняя мечта и ее смогли воплотить – АО «Газпромбанк», АО «Узбекнефтегаз», Международная нефтесервисная компания «Eriell Group», за что им огромное спасибо.
Пресс-служба АО «Узбекнефтегаз»