В работе мероприятия приняли участие депутаты Законодательной палаты, члены рабочей группы по вышеуказанному законопроекту, представители Кабинета Министров, министерств и ведомств, Центрального банка и коммерческих банков, субъектов предпринимательства, СМИ и институтов гражданского общества, а также специалисты и эксперты в сфере информатизации.
Цель круглого стола - обсуждение современного состояния и перспектив развития электронной коммерции, выявление дальнейших путей улучшения правоприменительной практики и совершенствования действующего законодательства в этой сфере, в первую очередь, в рамках норм новой редакции Закона «Об электронной коммерции» и выработка соответствующих рекомендаций и предложений, направленных на его совершенствование.
Такое внимание со стороны фракции УзЛиДеП к вопросу развития электронной коммерции напрямую связано с реализацией Предвыборной программы партии, так как успешное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также услуг, предоставляемых с их использованием, является одним из ключевых факторов развития всех областей социально-экономической сферы, в том числе и бизнеса. Более того, дальнейшая интеграция страны в мировую экономическую систему, связанное с ним формирование благоприятной деловой среды, увязано с применением соответствующих технологий отечественным бизнесом, не только на внешних, но и на внутренних рынках.
В ходе круглого стола отмечено, что в Узбекистане поэтапно и системно проводятся реформы по созданию эффективной законодательной базы в сфере информатизации, строительству современной телекоммуникационной инфраструктуры. Благодаря этому динамично идут процессы информатизации государственного и общественного строительства, особенно в сфере экономики, развития банковской системы и облегчения ведения бизнеса, внедряются современные системы электронной коммерции и электронных платежей, сформирован и активно развивается национальный сегмент сети Интернет.
Как положительный момент, обозначено внедрение Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций, Единой автоматизированной системы контроля транзитных товаров и транспортных средств, создание Портала электронного декларирования, пуск Интернет-портала экспортеров Узбекистана «Exporter.uz», где размещена информация о более чем шести тысяч товарах, производимых на отечественных предприятиях, и т.д.
Со стороны членов фракции УзЛиДеП подчёркнуто, что использование ИКТ существенно содействует улучшению бизнес – климата за счет повышения прозрачности деятельности государственных структур, пресечения фактов незаконного вмешательства в работу хозяйствующих субъектов. Например, в 2013 году объем государственных закупок, совершенных на электронных торгах, составил 417 миллиардов сумов, достигнутая по итогам торгов экономия бюджетных средств составила 83 миллиарда сумов. При этом более 83 процентов товаров и услуг, поставленных в рамках госзакупок, пришлось на долю объектов малого бизнеса.
Пристальное внимание участники круглого стола уделили обсуждению зарубежного опыта развитых стран мира в данной сфере, где традиционные способы продажи все активнее замещаются электронными формами коммерции. Приведены итоги изучения законодательства в сфере электронной коммерции в таких государствах как Республика Корея, Сингапур, Канада и других стран, а также актов соответствующих международных организаций. Участники круглого стола отметили, что согласно данным ведущих аналитических центров, в настоящее время около 10 процентов населения мира уже делают покупки через сеть Интернет и эта цифра имеет устойчивую динамику роста. Как показывает анализ зарубежного опыта, представители малого бизнеса и частного предпринимательства за счет широкого использования возможностей электронной коммерции получают большую оперативность при проведении сделок, обеспечивается быстрый поиск и нахождение предприятий и организаций партнеров, выход на мировые рынки.
На мероприятии был презентован проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции. Электронная коммерция рассматривается как деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных документов и сообщений. Установлены правовые механизмы реализации и защиты прав участников электронной коммерции.
Отдельно выделено наличие в законопроекте основополагающего принципа не дискриминации электронной коммерции, а именно прописана норма, согласно которой договор не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием электронных документов и электронных сообщений. В целях упрощения оформления электронных сделок и возможности совмещения акцепта с механизмами оплаты по банковским картам через сеть Интернет отменяется требование обязательного наличия электронной цифровой подписи на электронном документе для субъектов электронной коммерции-покупателей и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другими аналогами собственноручной подписи.
Участники круглого стола рассмотрели такие законопроекта, устанавливающие дополнительные требования к условиям договоров в интересах потребителей. Вводится институт уполномоченного органа в сфере электронной коммерции, усиливаются нормы по обеспечению защиты прав участников, а также информации. Определяется субъекты электронной коммерции, информационных посредников и их функций, требований к заключению сделок, а также к защите информации в электронной коммерции, нормы которых не предусмотрены в действующем Законе. Все эти и другие нормы законопроекта предопределяют, уверены в УзЛиДеП, что его принятие позволит создать благоприятные условия для эффективного функционирования электронной коммерции.
Законодатели также ознакомили с ходом проводимых работ по подготовке данного законопроекта ко второму чтению, проводимых членами фракции УзЛиДеП и Комитетом по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты.
В ходе обсуждении, члены фракции УзЛиДеП отметили, что вносимые изменения и дополнения в закон «Об электронной коммерции» полностью совпадают с программными целями партии и ее предвыборной платформой. Принятие законопроекта позволит существенно активизировать электронную коммерцию, которая, в свою очередь, послужит позитивным фактором в повышение конкурентоспособности национальной экономики, формирования инфраструктуры электронной коммерции, способствует созданию дополнительных условий для развития предпринимательства и улучшению деловой среды. Подчеркнуто, что в период усиления активности политических партий страны в условиях нарастания конкуренции в преддверии выборов в представительные органы власти, доведение до широкой общественности и экспертного сообщества, публичное освещение хода и результатов законопроектной работы фракции, направленной на реализацию на практике интересов электората партии, способствует укреплению доверия избирателей.
По итогам обсуждений были приняты соответствующие рекомендации, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы развития системы электронной коммерции.