Церемонию открытия предваряла презентация об истории ковроткачества на территории Азербайджана и концертная программа с участием артистов Узбекистана и танцевальных коллективов Азербайджанского культурного центра. Открывая мероприятие, директор Азербайджанского культурного центра им.Г.Алиева Самир Аббасов отметил, что ремесло ковроделия, как один из видов национального прикладного искусства в Азербайджане, своими корнями уходит в глубокую древность, упоминания об этом встречаются еще в античных источниках. Его смело можно назвать «визитной карточкой» Азербайджана, - отметил Глава культурного центра. Он рассказал о проделанной в Азербайжане работе, направленной на сохранение и развитие национальной культуры ковроткачества.
На это, по словам С.Аббасова, направлена деятельность региональных центров ковроткачества, действующих по всей стране. Ковры, вытканные мастерицами Азербайджана, являются национальным символом Азербайджанской Республики, и слава о них выходит далеко за пределы страны. С целью сохранения традиций ремесла и знакомства с ним туристов различных стран, как сообщил глава Культурного центра, в 1967 году был основан Азербайджанский Музей Ковра, который стал первым в мире специализированным музеем по сбору, сохранению и изучению ковра. Его первая экспозиция была открыта в 1972 году в Джума-мечети на территории древней крепости города Баку — Ичери-шехер. В церемонии открытия музея принял участие национальный лидер Азербайджана Гейдар Алиев, который с первых дней существования оказывал поддержку музею.
В 2008 году по указу президента Азербайджана Ильхама Алиева в рамках совместного проекта Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и туризма Азербайджана и ЮНЕСКО началось строительство современного здания Музея Ковра. Оно построено в форме раскрывающегося ковра по уникальному проекту австрийского архитектора Франца Янса и сегодня является одной из главных туристических достопримечательностей современного Баку. Первая экспозиция в этом Музее открылась в августе 2014 года с участием Президента страны Ильхама Алиева. На сегодня в Музее ковра в Баку представлены уникальные образцы азербайджанских ковров всех школ и направлений. Специалисты музея также ведут активную деятельность, направленную на всестороннее исследование азербайджанского коврового искусства и его популяризацию в мировом культурном пространстве в рамках различных научных конференций и выставок. В этом году единственный первый в мире Музей Корва в Баку отмечает свой юбилей со дня основания – 50 лет. По Указу Президента Азербайджана И.Алиева, начиная с 2016 года, 5-е мая в Азербайджане объявлен «Днем ковра», и теперь отмечается в стране, как профессиональный праздник. Возможность побывать в этом Музее, а также в региональных ковровых мастерских, познакомиться с традициями искусства ковроделия и даже самим принять участие в процессе создания изделий дает и специально разработанный для туристов «Ковровый тур». В 2010 году искусство ковроткачества вошло в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО, сообщил в своем выступлении Директор Азербайджанского культурного центра Самир Аббасов им. Г.Алиева.
Более детальная информация об истории ковроделия и основных школах ремесла в Азербайджане была представлена в ходе видеопрезентаций. Они, в частности, содержат ряд любопытных фактов. Так, по данным археологических раскопок, искусство ковроделия возникло на территории древнего Азербайджана примерно во II-м тысячелетии до начала нашей эры. Но есть и более ранние свидетельства. В период XIII-XIV вв. азербайджанские ковры завозились в больших объемах в зарубежные страны, в том числе в Европу. Подтверждение этому можно найти и в полотнах знаменитых художников того времени. Азербайджанские ковры, как часть интерьера, например, можно встретить в картинах Доменико Мороне «Рождение святого Фомы», Ганса Гольбейна «Послы», Ганса Мемлинга «Мария с младенцем» и др.
Еще один интересный факт: знаменитые «персидские» или «иранские ковры» на самом деле сотканы азербайджанками, жившими на территории Тебриза. Согласно историческим данным, в феврале 1828 г. в селе Туркменчай вблизи Тебриза был подписан российско-иранский мирный договор, положивший конец войнам между этими странами. По условиям Договора, территория Азербайджана была разделена: северная часть Азербайджана вошла в состав России, а южная часть страны, включающая город Тебриз, осталась под иранским гнетом. С этого времени образцы тебризской школы ковроделия стали известны во всем мире как «иранские» или «персидские» ковры. Таким образом, издревле на территории Азербайджана существуют ряд такие региональные школы азербайджанского ковроделия, как: Ширванская, Бакинская, Кубинская, Казахская, Гянджинская, Тебризская и Карабахская, а также Иреванская группа ковров. Об особенностях узоров региональных школ, было также рассказано в ходе видеопрезентаций.
В ходе церемонии открытия Музея ковров в Азербайджанском культурном центре им.Г.Алиева в Ташкенте специалист по искусству изготовления ковров в Азербайджане Шамсиддин Мусеибзада рассказал о разнообразии форм и школ азербайджанских ковров. В дар от своей организации, занимающейся распространением азербайджанских ковров по всему миру, он подарил Культурному центру ковёр Карабахской школы, который также украсил экспозицию нового Музея ковра Узоры Страны Огней». Он расположился в одном из залов Азербайджанского Культурного Центра им. Г. Алиева. Как рассказала в интервью специалист Культурного центра им. Г. Алиева и координатор выставки Кифайят Пирмамедова, в экспозиции теперь уже постоянно действующей выставки ковров представлено около 20 старинных, коллекционных ковров семи основных школ ковроткачества в Азербайджане. Здесь, в частности, можно увидеть ковры, сотканные в Ширване, Карабахе, Иревани, Дербенте, Кубе, Нахичеване, Казах-Борчале и других территориях страны. Здесь же представлена специализированная литература об искусстве ковроделия в Стране огней.
- В этом зале можно наглядно увидеть, в чем общность региональных школ ковроткачества Азербайджана и различные особенности в узорах и способах ткачества, отличающие их друг от друга, - рассказала К. Пирмамедова. - Невозможно представить азербайджанца, у которого дома не было бы ковра. Азербайджанский ковер не просто предмет декора, это кусочек нашей истории, которую каждый хранит и ценит. Кусочек счастья, которое мы бережем, чтобы передать будущим поколениям. Почти в каждом районе, поселке у нас в стране занимаются ковроткачеством. Ковер для нашего народа — это не только красота, это — символ тепла, уюта. В узорах ковра заключена целая философия нашего народа. В них отражена природа, быт, чаяния и обереги, многоликость традиций. Это – сама жизнь».
Римма Сабирджанова