Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – С 7 июня по 7 июля в кинотеатре «Иллюзион» и кинозале Инженерного корпуса Третьяковской галереи пройдёт первая в России ретроспектива режиссёра Али Хамраева.
Программа приурочена к 85-летию мастера.
В программе будут представлены не только ставшие визитной карточкой режиссёра истерны (трилогия — «Чрезвычайный комиссар» (1970), «Без страха» (1971) и «Седьмая пуля» (1972)), но и ранние картины Хамраева, в том числе дебютная лента «Маленькие истории о детях, которые…» (1961), комедия
«Где ты, моя Зульфия?» (1964) и другие. Также можно будет увидеть удостоенные призов международных кинофестивалей поэтические картины Хамраева «Человек уходит за птицами» (1975, приз «Серебряный павлин» на МКФ в Дели в 1977), «Триптих» (1979, Гран-при на МКФ в Сан-Ремо в 1980 году), автобиографическую ленту о поисках могилы погибшего отца «Я тебя помню» (1985), лирический «Сад желаний» (1987), действие которого происходит летом накануне Великой Отечественной войны, и европейскую продукцию режиссёра «Бо Ба Бу» (1998), снятую при участии итальянских и французских продюсеров.
Всего в рамках ретроспективы будут показаны более 20 фильмов Али Хамраева, которые представят значительную часть его наследия. Программу завершат созданные по заказу Фонда Марджани документальные фильмы о деятелях искусства «Страсть Игоря Савицкого» (2015) и «Солнечный Павел Беньков» (2016) и российская премьера последней на данный момент игровой картины режиссёра «Аромат дыни в Самарканде» (2021).
Али Эргашевич Хамраев родился в Ташкенте в 1937 году и рос в кинематографической среде, так как его отец Эргаш Хамраев, таджик по национальности, был одним из основателей узбекского кинематографа, и мать Анастасия Тарасич также работала на киностудии «Узбекфильм». Окончив ВГИК в 1961 году, Али Хамраев в соавторстве с режиссёром Мукадасом Махмудовым поставил на киностудии «Таджикфильм» альманах «Маленькие истории о детях, которые…», а после этого вернулся на родину, где на «Узбекфильме» снял свои главные картины.
Талант и мастерство Хамраева стали очевидны после выхода социальной драмы «Белые, белые аисты» (1966), а фильмы, поставленные им в 1970-е годы, получили признание не только в СССР, но и за рубежом. Али Хамраев работал в самых разных жанрах — ставил мелодрамы и музыкальные картины, комедии, документальные фильмы, философско-поэтические притчи. Особенную известность режиссёру принесли его остросюжетные картины о Гражданской войне в жанре «истерн», названном так по аналогии с вестерном.
Культура и история Средней Азии и её пустынные пейзажи часто становились источником вдохновения для режиссёра, и можно сказать, что Али Хамраев, подобно Тарковскому и Иоселиани, стал посредником между востоком и западом. Он не стеснялся брать советы у своих именитых коллег, будь то Акира Куросава, Масаки Кобаяси, Сергей Параджанов или Федерико Феллини, а дружба с Микеланджело Антониони переросла в так и не реализованный проект о Тамерлане, после которого Хамраев эмигрировал и теперь живёт между Узбекистаном и Италией, востоком и западом.