Конференция была организована в рамках VI Фестиваля традиционной культуры «Асрлар садоси-2013», которая стартовала сегодня в урочище Сармышсай Навоийской области.
Участниками конференции стали ученые эпиграфиковеды Узбекистана (члены рабочей и творческой групп по созданию книг-альбомов), Франции, Италии, Канады, специалисты ЮНЕСКО, представители дипломатического корпуса, ННО, СМИ, грантополучатели Программы поддержки духовного просвещения Общественного Фонда «Мехр нури» и студенты медресе. Всего в конференции приняли более 120 человек.
В начале конференции был показан документальный фильм об эпиграфике Узбекистана. Конференция была поделена на несколько частей.
В первой части состоялись презентации шести книг, посвященных архитектурной эпиграфике Бухары, Навои, Андижана, Намангана, Хивы и Каракалпакстана.
В работе над созданием книг работали многие исследователи и ученые.Шесть регионов Узбекистана представили 6 изданий, посвященных расшифровке надписей на древних архитектурных памятниках. Большинство из них - памятники исламского времени, однако есть и более древние надписи.
Затем прошли выступления зарубежных участников конференции: Рокко Ронте - профессор, руководитель отдела восточной культуры и исскуства Музея Лувр (Франция), Крузко Фабрицио - доктор наук, Римский университет Ла Сапенсия (Италия), Схимелпенек Ван дер Ой - доктор наук, профессор университета Торонто (Канада), Шаин Мустафаев - профессор, директор Международного института исследований Центральной Азии ЮНЕСКО.
После выступлений участники обсудили вопросы сохранения и изучения надписей архитектурных памятников Узбекистана.
Конференция завершилась вручением благодарственных дипломов от автора проекта, председателя Попечительского совета Фонда Форума Гульнары Каримовой участникам проекта «Шедевры архитектурной эпиграфики Узбекистана».
Напомним, что презентация первой книги «Шедевры архитектурной эпиграфики Узбекистана», изданной Фондом Форумом, состоялась в мае 2011 года в бухарском медресе Жуйбори Канон в рамках IV Фестиваля традиционной культуры «Асрлар садоси».
Для создания этой книги отечественными учеными были изучены и систематизированы несколько тысяч надписей на известных всему миру архитектурных памятниках древних городов Узбекистана. Термин «эпиграфика» обычно прилагается ко всем видам каллиграфического письма - на предметах быта (посуда, одежда, сюзане и т.п.), книгах, надгробиях и особенно на архитектурных памятниках.
По признанию большинства ученых, публикация памятника - это способ не просто его пропаганды, но и сохранения для следующих поколений. Изучение эпиграфических надписей раскрывает неизвестные до сих пор страницы истории Узбекистана, позволяет найти ответы на вопросы многочисленных туристов и посетителей. Но самое главное - дает возможность восполнитьутерянные части надписей и довести их до последующих поколений.