Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –С 22 мая по 21 ноября 2021 года в Венеции пройдет масштабное событие в мире архитектуры и искусства-17-ая международная архитектурная биеннале, где Узбекистан представит свой национальный проект: «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь». Национальный павильон Республики Узбекистан расположится на пересечении Арсенала и Джардини, основных площадок биеннале, и будет граничить с павильоном страны-хозяйки Италии.
Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году. С 1980 года структура поменяла свой облик, в рамках биеннале состоялась первая Международная выставка архитектуры. На сегодняшний день это один из самых известных архитектурных форумов, проводящийся раз в два года с участием международного жюри. Венецианская архитектурная биеннале представляет собой уникальную площадку для решения актуальных проблем и для размышления об архитектуре и планах на будущее. Темой 2021 года станет «Как мы будем жить вместе?», куратором биеннале выступит Хашим Саркис - архитектор, декан Массачусетского технологического института.
Страна-дебютант Узбекистан впервые продемонстрирует свой проект «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь». Данная площадка может стать для Узбекистана новой возможностью заявить о себе, как о стране, открытой для новшеств, культурного развития, и готовности решать возникающие проблемы и обсуждать их на международном пространстве.
Председатель организационного комитета по созданию Национального павильона Республики Узбекистан и заместитель Премьер-министра Азиз Абдухакимов отметил важность участия Узбекистана в мероприятии:
«Биеннале вносит и может внести еще больший вклад в становление нового профессионального сообщества в нашей стране. Я вижу наше участие историческим событием, которое выведет имидж Узбекистана на новый уровень; привлечение новой публики, культурный и научный обмен. Мы продемонстрируем Узбекистан с ранее неизвестного ракурса, с акцентом на специфику нашей культуры и традиций, на богатую историю. С течением времени мы сформировали свою идентичность, которую хотим показать миру. Отдельно я подчеркну важность сохранения махаллей, как культурное достояние. Все проводимые работы помогут сохранить массив данных, а это возможность передать нашим детям историю жизни предков. Все эти ценности отразятся в проекте Национального павильона».
Концепция выставки «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» рассказывает о структуре сообщества, которая не только найдена в Узбекистане, но и показывает особенности узбекского общества. Махалли принимают много разных форм, в зависимости от региона, традиций, климата и исторически они были построены вокруг семейных связей. Вот что об этом говорит исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Гаянэ Умерова:
«Суть выставки должна быть максимально прозрачной, сфокусироваться на конкретной теме, но в то же время мы планируем сделать её краткой. На мой взгляд, махалля транслирует весьма важные аспекты, которые могут быть интересны международному сообществу, в том числе научному и речь не только об архитектурной особенности, махалля-это целая социальная структура с наследственной основой и этот феномен непременно необходимо сохранить».
В ходе декабрьских переговоров в 2019 году с Высшей технической школой Цюриха, Фонд принял решение привлечь профессоров школы Эммануэля Криста и Кристофа Гантенбейна главными кураторами выставки в Национальном павильоне Республики Узбекистан. Спустя всего месяц состоялся их визит в Узбекистан. Эммануэль и Кристоф посетили самые крупные махалли Ташкента, Бухары и Хивы и провели 3D сканирование ряда жилых домов и сооружений.
Эммануэль Крист: «Термин «махалля» означает то, что мы могли бы назвать районом, он охватывает идею городского образования в его социальной, политической и архитектурной структуре. Это очень традиционная форма совместного проживания в условиях высокой плотности и малоэтажной застройки. Мы изучаем, как менялся облик махалли и ее значение на протяжении веков. Махалля - это явление, которое встречается не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии, но лучше всего они сохранились здесь, в Ташкенте, и собранный материал должен быть передан международному сообществу. Портрет махалли будет основан на исследованиях с использованием новейших технологий и исторических документов, и он будет дополнен художественным портретом".
«Для меня большая честь узнать об Узбекистане так много и поделиться этим наследием с международным сообществом Венецианской биеннале архитектуры» - Кристоф Гантенбейн.
Позже к рабочей группе присоединился известный фотограф и художник Бас Принцен. Он провел съемки улиц и архитектурных строений.
Об участии в биеннале: «Венецианская архитектурная биеннале предоставляет уникальный контекст для рассмотрения актуальных современных тем и размышлений о будущем планирования и архитектуры. Это национальное участие, встроенное в жизненно важную и плодотворную интеллектуальную среду, направлено на создание новых сетей, изучение других контекстов и создание нового контента. Благодаря обратной связи со стороны международной интеллектуальной сцены, Узбекистан может научиться новым методам рефлексии и извлечь выгоду из культурного обмена».
Со стороны Узбекистана научным консультантом проводимых исследований выступил профессор кафедры ТАСИ, доктор архитектуры Абдуманноп Зияев, который предоставил редкие фрагменты карт махаллей прошлых лет. Профессор Зияев отметил:
«Нам удивительно повезло, потому что Ташкент единственный город на мусульманском Востоке, где производили съёмки его жилых массивов, поэтому проект «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» будет иметь крепкий документальный фундамент. Едва ли какой-то из городов сохранил такого рода архив, как Ташкент».
Отдельного внимания заслуживает воссоздание звука махалли. Эта необычная задача легла на плечи известного испанского художника и режиссёра Карлоса Касаса, чья практика охватывает кино, звук и изобразительное искусство. Его комментарии о проекте:
«Махалля - это попытка запечатлеть и задокументировать повседневную жизнь традиционного квартала с помощью пространственного звука. Звук редко использовался для документирования акустического климата городской и архитектурной среды, особенно в старых домах и традиционных кварталах, находящихся под серьезной угрозой со стороны урбанистического и экономическое развития постсоветских или центральноазиатских обществ. Очень важно задокументировать и изучить эту богатую социальную среду во всех ее звуковых измерениях. Проект документирует через звук пространственные качества домашней среды, её вариации во времени и звуковую экологию традиций, которые сохраняются в богатой социальной жизни, находящихся под угрозой исчезновения городских сред».
Активное участие в работе принимают участники исследовательской лаборатории Центра современного искусства CCA Lab, задачей которой является развитие современного искусства и культурных практик в Узбекистане. Они собирают материалы на месте, проводят опросы жителей и воссоздают портрет махаллей прошлых лет, параллельно работая над осовремениванием карт.
Саодат Исмаилова, художница и режиссёр, куратор CCA Lab: «Участие Лаборатории при Центре Современного Искусства, как исследовательская группа с участием молодых художников и архитекторов Узбекистана, является уникальным опытом для местной художественной среды. Участники вовлечены в процесс создания Национального павильона Узбекистана работая в тесном контакте с кураторами, на данный момент Лаборатория занимается исследованиями в архивах, а также полевыми работами в самой среде – в махаллях».
Мухиддин Рискиев и Рината Мансурова, участники ССA Lab: «Для нас махалля-это важная философская единица, которая требует осмысления, как социальный институт, особенно учитывая преемственность традиций, даже в форме построек, организации быта и внешней архитектуры. Я рад, что смогу перенимать опыт ведения исследований. Невероятная возможность».
Павильон будет открыт для всех желающих с мая по ноябрь 2021 года.