Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В последние годы наблюдается значительная активизация странами Центральной Азии водной и климатической дипломатии. Эта тенденция затрагивает не только страновой и внутрирегиональный уровень, но и взаимоотношения государств ЦА с внерегиональными акторами.
Подтверждением тому служат итоги переговоров главы Узбекистана Шавката Мирзиёева с канцлером ФРГ Олафом Шольцем (15-16 сентября, г. Самарканд), а также Второго саммита «Центральная Азия + Германия» (17 сентября, г. Астана), где вопросам водных ресурсов, изменения климата и охраны окружающей среды было уделено особое внимание.
В частности, Узбекистан и Германия подписали Меморандум
о сотрудничестве в области изменения климата в рамках Парижского соглашения и межправительственную Декларацию о сотрудничестве в области устойчивого использования водных ресурсов в рамках инициативы «Зелёная Центральная Азия».
Было также заключено соглашение о реализации двух проектов – «Политический диалог и управление знаниями по стратегиям защиты климата» (DIAPOL-CE) и «Зеленая Центральная Азия Фаза II».
Реализация достигнутых договорённостей будет способствовать достижению целей и задач Стратегии «Узбекистан–2030» и других концептуальных документов, как Концепция охраны окружающей среды РУ, Концепция развития водного хозяйства РУ,
Стратегия развития сельского хозяйства РУ, Государственная программа «Зелёная экономика» до 2030 г.
В целом подписанные соглашения направлены на расширение узбекско-германского взаимодействия в области изменения климата и безопасности в рамках ООН, Стратегии «ЕС – Центральная Азия», а также Региональной программы по адаптации и смягчению последствий изменения климата.
В свою очередь, приоритетность климатической тематики в повестке «Центральная Азия + Германия» подтверждается положениями принятого по итогам саммита Совместного заявления. Так, лидеры стран, высоко оценив значимость инициативы «Зеленая Центральная Азия» и поддержку ФРГ в региональных проектах выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве по вопросам изменения климата и окружающей среды, рационального использования водных ресурсов.
В этом контексте обмен опытом и технологиями с ФРГ имеет важное практическое значение.
Во-первых, с конца 1990-х гг. Германия стала первой страной, начавшей активное внедрение и поддержку ВИЭ. В результате принятых мер, которые получили название «Energiewende» («энергетический поворот»), доля ВИЭ в общем объеме потребляемой электроэнергии за 30 лет выросла с 3,4% до более 50%. У ФРГ также имеется опыт по сбору
и утилизации солнечных панелей, аккумуляторов электромобилей и ветрогенераторов. Если учесть нынешние темпы и масштабы внедрения ВИЭ и рост числа электрокаров в ЦА, то политика ФРГ в данном направлении может послужить моделью для стран региона при решении аналогичных задач.
Во-вторых, за последние 10 лет Германия на 17% сократила потребление первичной энергии, к 2050 г. ожидается уменьшение на 50%. Это связано с тем, что в стране принимаются меры по стимулированию внедрения энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования. В этом плане странам Центральной Азии может быть полезен германский опыт по снижению энерго- и углеродоемкости промышленного, энергетического и жилищно-коммунального секторов.
В-третьих, ФРГ является одной из передовых стран по эффективному управлению, рациональному и качественному использованию водных ресурсов. По данным ООН, 100% населения Германии охвачены безопасным питьевым водоснабжением, по региону ЦА этот показатель равен – 79%. В ФРГ 99% сточных вод проходят безопасную очистку, тогда как в регионе этот показатель равен 30%. Степень внедрения комплексного управления водными ресурсами в стране достигает 88%, в регионе ЦА – чуть более 50%. Кроме того, эффективность использования воды в Германии в 40 раз больше, чем в странах региона.
С учетом этого государствам Центральной Азии важно адаптировать и применить позитивный опыт Германии в сфере ВИЭ, энергетики и управления водными ресурсами. Это будет способствовать достижению целей и задач устойчивого «зеленого» развития в условиях растущего воздействия изменения климата.
Таким образом, достигнутые договоренности в ходе двусторонних переговоров и по итогам второго саммита «Центральная Азия + Германия» расширяют возможности сотрудничества между Берлином и странами региона по вопросам водной, экологической и климатической безопасности.
Лобар Умарова,
Главный научный сотрудник, Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан