Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – «Дугох: два мгновенья» – часть первого издания Tashkent Music Encounters, который представляет собрание музыкальных произведений, воспевающее одно из самых изысканных духовных сокровищ Узбекистана - Шашмаком (шесть макомов). Яркие исполнители в данном жанре – Аброр Зуфаров и Нодира Пирматова исполняют подборку мушкулот (инструментальные мелодии) и наср (вокальные мелодии) одного из шести макомов, называемого дугох. Уникальные примеры музыкального диалога между женским и мужским началом представлены на диске «Дугох: два мгновенья». Этот диалог открывает мистическое измерение узбекской классической музыки и строится, с одной стороны, на аутентичном звуке таких традиционных инструментов с длинным грифом, как сато и танбур в захватывающем исполнении Аброра Зуфарова, а с другой – на чувственной женской интерпретации с богатым и глубоким голосом Нодиры Пирматовой.
Этот сборник представляет на одной стороне диска инструментальную музыку Аброра Зуфарова: Сарахбари Дугох, Сафти Чоргох и Хусайний Дугох, а на другой – вокальные мелодии в исполнении Нодиры Пирматовой: Чоргох, Сарахмари Оромиджон и Дугох: Таронаи IV. Данный звук – результат многолетней работы Аброра Зуфарова по реконструкции почти утерянного исполнения. Представленный вариант прозвучит в самобытном, почти нетронутом виде впервые за 70 лет. Каждый элемент проекта представляет собой часть емкой и важной миссии сохранения материальных и нематериальных традиций нашего народа. Выбор Мавзолея Саманидов, в качестве одного из элементов обложки, говорит о происхождении и об основах школы макома в Бухаре. Именно Бухарская школа макома является фундаментальной и сочетает в себе элементы Ферганской и Хорезмской школ.
Дополнительные сведения:
Tashkent Encounters призван собрать специалистов в области искусства, кино, музыки, театра и архитектуры в Ташкенте, для культурного
и творческого обмена с городским сообществом. Миссия заключается не только в популяризации современного искусства в Узбекистане, но и в развитии отношений между местными и международными деятелями искусства, обеспечивая междисциплинарный диалог. Проект также поддержит деятелей традиционного искусства, представляющих местное культурное наследие.
Аброр Зуфаров – инструменталист-виртуоз, освоивший струнные инструменты танбур, сато и дутар в ташкентско-ферганской и самаркандскобухарской исполнительских школах. На протяжении последних 20 лет, Аброр Зуфаров стремился реконструировать подлинный звук танбура, который был утрачен в 1930-х годах, возродив метрическую структуру инструмента. «Дугох: два мгновенья» знаменует собой уникальный момент в истории традиционной музыки Узбекистана, когда реконструированный аутентичный звук танбура впервые будет представлен широкой международной публике в данном музыкальном сборнике.
Голос Нодиры Пирматовой обладает чарующей силой. Ее уникальное понимание узбекской и таджикской поэзии делает ее идеальным исполнителем как ташкентско-фарганских, так и самаркандскобухарских макомов. Нодира Пирматова также уникальная в том, что она может аккомпанировать себе игрой на дутаре и танбуре, что редко встречается среди певиц в оседлых культурах. Пирматова продолжает свои исследования в области теории музыки и является старшим преподавателем в Государственной консерватории Узбекистана.
Куратором проекта выступила Саодат Исмаилова – узбекский режиссер и видеохудожник. В 2013 году Саодат представила свою первую видеоинсталляцию «Зухра» на Венецианской биеннале, годом позже свой первый полнометражный фильм «40 дней молчания». Позже фильм был представлен на 35 международных кинофестивалях.
Организатор: Фонд развития культуры и искусства на регулярной основе организовывает и поддерживает мероприятия в области современного и традиционного искусства, литературы, театра, музыки и хореографии. Фонд расширяет международные культурные связи, развивает меценатство в стране, а также продвигает культурный потенциал Узбекистана на мировой арене.