Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В последние годы участились случаи оформления онлайн-кредитов на имя граждан через мобильные приложения коммерческих банков, при этом злоумышленники используют методы социальной инженерии и цифровые технологии. Также наблюдаются случаи незаконного присвоения кредитных средств, поступивших на банковские карты, через P2P-переводы.
За прошедший период текущего года, мошенническим путем были оформлены онлайн-кредиты на имя граждан в 463 случаях, что привело к материальному ущербу на сумму около 15 миллиардов сумов.
Для борьбы с этим видом мошенничества был изучен опыт развитых стран. Например, в Европейском Союзе, Австралии и России внедрена практика «периода охлаждения» продолжительностью 14 дней, в США – 3 дня, а в Канаде – 2 дня. Такой подход позволяет минимизировать риски мошенничества при оформлении онлайн-кредитов.
В связи с этим, Центральный банк Узбекистана с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года вводит временный порядок, направленный на предотвращение подозрительных операций с банковскими картами при оформлении онлайн-кредитов физическим лицам.
Теперь граждане обязаны пройти биометрическую идентификацию при подаче заявки на кредит через мобильное приложение банка. Это требование позволяет удостовериться, что заявку подал сам гражданин, и дополнительно подтвердить его личность.
Согласно новому порядку, после подачи заявки на кредит кредитная организация дважды проверяет (скоринг) кредитную историю заявителя в базе данных кредитных бюро: на этапе подачи заявления и перед выделением средств.
Если у клиента обнаружена плохая кредитная история, высокая долговая нагрузка или за короткий период было взято несколько кредитов, ему могут отказать в кредите или предложить меньшую сумму.
Данная мера предотвратит ситуацию, когда несколько кредитных организаций выдают кредиты на имя гражданина, ставшего жертвой мошенничества.
Дополнительно, если клиент впервые получает онлайн-кредит или входит в приложение банка с нового устройства, в течение первых 48 часов после получения кредита вводятся ограничения на P2P-операции, переводы на счета физических лиц, пополнение электронных кошельков, перевод средств за рубеж, пополнение мобильных счетов и онлайн-обмен валюты.
Чтобы снять эти ограничения, клиент должен в течение 48 часов позвонить по указанному в СМС номеру и подтвердить, что получил кредит без вмешательства мошенников. После этого сотрудник банка проверит предоставленную информацию и проведет дополнительную верификацию.
При этом данные ограничения не касаются обналичивания кредитных средств или их использования для оплаты товаров и услуг.
Если в течение 48 часов будет установлено, что заявка на кредит была подана под влиянием мошенников или клиент не пройдет дополнительную проверку, кредитный договор будет расторгнут, а выданные средства возвращены банку.