Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –По официальным данным, из 69 млн. т. угля, добытых в Казахстане за 8 мес. т.г., на экспорт ушло около 18,5 млн. т. Около 86% угольного экспорта направляются в Россию.
Эксперты обращают внимание на следующие факторы, влияющие на экспорт казахстанского угля.
Первое. Снижение спроса на уголь на внешних рынках. Ориентир на «зелёные технологии» и ужесточение экологических правил в странах ЕС привели к снижению экспорта казахстанского угля. За январь-апрель т. г. в Швейцарию, Кипр и Финляндию поставлено 9 тыс. т, что в 83 раза меньше показателя 2019 г.
(750 тыс. т) и в 155 раз – 2018 г. (1,4 млн. т). В Польшу поставки сократились на 45%. В свою очередь, Россия переводит энергосистемы своих регионов на кузбасский уголь (годовая мощность добычи 250 млн. т).
Второе. Транзитная привязка к России. С июня 2019 г. при перевозке угля в направлении Украины в отношении казахстанского угля применяется «разрешительный» режим. В 2019 г. Минэкономразвития России согласовало с казахстанскими угледобывающими компаниями поставку в Украину всего 320 тыс. из 775 тыс. т угля (41%). Ежемесячные потери от «препятствий» Москвы на транзит угля равны 11 млн. долл.
Третье. Особенности географического положения и высокие ж/д тарифы. Железные дороги являются наиболее эффективным видом транспортировки угля ввиду географических особенностей Казахстана (отдалённость основных экспортных рынков). Однако транзит через Россию ограничен пропускной способностью российских железных дорог и дальневосточных портов. При этом морские поставки угля в Китай из Австралии и Индонезии делают экспорт казахстанского угля в КНР убыточным.
В целом, на фоне развития «зелёной экономики» в основных стран-импортёрах казахстанского угля, тенденция снижения экспорта данного ресурса из Казахстана будет продолжатся.
При этом в целях сохранения спроса на свой уголь за рубежом, Нур-Султан будет вынужден вкладывать дополнительные средства в модернизацию угольной промышленность с целью повышения её конкурентоспособности.