Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В центре внимания экспертов – предпринимаемые меры руководства Ирана по развитию транспортно-коммуникационных маршрутов в рамках реализации международного транспортного коридора Север-Юг. Особый акцент Тегеран делает на строительство железных дорог Чабахар-Захедан и Хаф-Герат, позволяющих через территорию Туркменистана и Афганистана выйти на перспективные рынки стран ЦА, СНГ и Европы.
По словам президента Ирана Х.Роухани, после завершения строительства указанных железнодорожных линий коридор «Север-Юг» станет реальностью и создаст огромные возможности для транзитных перевозок.
I. В этом контексте, как сообщают иранские СМИ, 13 ноября т.г. состоялась церемония, посвящённая началу строительства железнодорожного сообщения Чабахар-Захедан. По информации иранских источников, запуск ж/д запланирован на март 2022 г.
Длина ж/д – 628 км. Стоимость – 950 млн. долл. Ж/д соединит порт Шахид Бехешти (Чабахар) в Оманском заливе с Захеданом в провинции Систан и Белуджистан. В дальнейшем ж/д будет продлена до г.Сарахса на границе с Туркменистаном, что обеспечит Ирану прямое железнодорожное сообщение с Центральной Азией.
Как отметили обозреватели иранского агентства Mehr News,
к июню 2021 г. планируется открыть 3 участка ж/д Чабахар-Захедан: 1) Хаш-Захедан (февраль); 2) Чабахар-Ираншахр (март);
3) Ираншахр-Хаш (июнь). Правительство Ирана также планирует увеличить пропускную способность порта Чабахар с 2,5 млн. до 8,5 млн. т.
По мнению экспертов, строительство и запуск ж/д Чабахар-Захедан позволит: а) расширить перевозки грузов из стран СНГ в Иран; б) интенсифицировать экономическое сотрудничество ИРИ со странами Центральной Азии.
В то же время с запуском ж/д Чабахар–Захедан создаётся возможность соединить порт Чабахара с транспортной системой Каспия. Для этого, как указывают эксперты, иранской стороне необходимо завершить строительство железной дороги Мешхед-Захедан, строительство которой началось в декабре 2017 г.
II. Ранее 6 октября т.г. заместитель министра транспорта и городского развития Ирана Х.Хадеми заявил, что в течение 3-х месяцев будет завершено строительство ж/д Хаф – Герат.
Железная дорога Хаф – Герат (190-225 км) входит в железнодорожный коридор Иран-Афганистан. Реализация проекта началась в 2008 г.
Строительство участка ж/д Хаф – Герат позволит: 1) расширить торговлю между двумя странами и государствами Центральной Азии; 2) снизить транзитные расходы и ускорить сбор и доставку грузов; 3) Афганистан получит возможность присоединиться через территорию Ирана и Турции к европейской сети железных дорог.
Кроме того, в Минтранспорта Афганистана рассчитывают, что после запуска этого участка впервые за 5 лет объём грузовых перевозок по железной дороге составит 6,5 млн. т, а годовой доход Кабула от реализации проекта – 64 млн. долл. В данном контексте Минфин ИРА заявил, что на этом участке ж/д будет построен новый таможенный терминал, что облегчит осуществление импортных и экспортных операций между Ираном и ИРА.
Примечательно также, что, по сообщениям казахских СМИ, c 2019 г. Нур-Султан активно подключился к реализации данного проекта. Так, Управление железных дорог ИРА заключило соглашение с казахстанской компанией Inkon-KZ на строительство 43 км данного участка ж/д. Отмечается, что казахская сторона осуществит строительство дороги, проходящей через уезды Горьян, Зенда Джан и Инджил и примыкающей к уезду Рабат Парьян (казахская сторона выделила 58,5 млн. долл.).
По заявлению заместителя министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Т.Токтабаева,
Нур-Султан также планирует построить несколько грузовых терминалов на территории ИРА, а также поставит 350 тыс. т рельсов для строительства. Эксперты полагают, что подобными мерами казахская сторона планирует, с одной стороны, стать активным игроком на афганском направлении, с другой – оказать содействие в интеграции Кабула в экономические процессы в ЦА.
В целом эксперты подчёркивают, что запуск ж/д Чабахар-Захедан и Хаф – Герат будет способствовать, во-первых, активизации транспортного коридора Север-Юг; во-вторых, загрузке мощностей порта Чабахар, которые, по официальным сообщениям, сегодня задействованы только на 10%, в-третьих, активному подключению стран Центральной Азии и Афганистана к иранским портам и железным дорогам.