Курсы валют от 04/11/2024
$1 – 12795.02
UZS – 0,12%
€1 – 13894.11
UZS – 0,03%
₽1 – 131.62
UZS – -0,04%
Поиск
Культура 28/07/2012 «Странствующая» выставка узбекских художников проходит в Москве
«Странствующая» выставка узбекских художников проходит в Москве
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- С 19 июля по 26 августа в Государственном музее искусств народов Востока проходит выставка работ современных узбекских художников.

Организаторами выступают Министерство культуры России, Государственный музей Востока и Фонд Марджани. При поддержке Посольства Узбекистана в Москве и Фонда Форума Файзулла Ахмадалиев, Бобур Исмаилов, Мурад Карабаев и Джамол Усманов представили проект «Каландар» (Странник), успевший покорить сердца москвичей и гостей столицы России.

«Мир жизни держится людьми, которые несут новые реальности» - эти слова Казимира Малевича можно отнести к ташкентским художникам, работы которых представлены в экспозиции.

Сегодня в Узбекистане появилось особое направление живописи, к которому примыкают все участники выставки. Они совершенно разные по своему живописно-пластическому языку, но их объединяет нечто очень важное – они пытаются изобразить скрытое за ширмой обыденной жизни. У каждого из них – своя реальность, где действительность лишь служит импульсом для создания образа.

Почему выставка названа «Каландар»? Хотелось найти загадочное слово, в котором бы звучала восточная сказка. Каландар – это странствующий дервиш, его сердце занято поисками Бога, он пренебрегает условностями окружающего мира, живет на подаяния. Но в сказках в рубище дервиша переодевается султан, чтобы неузнанным пойти на базар и послушать, чем живет его народ. Художник с этюдником долгое время в Центральной Азии выглядел довольно странно, в нем видели безумца, чужака, напоминающего каландара.

«Выставку, которую мы организовали в нашем музее, я бы назвал не только «Каландар» - странствующий дервиш, человек, находящийся в поиске красоты, но здесь также выставлены труды четырех очень ярких, и, с моей точки зрения, одних из наиболее интересных представителей современного изобразительного искусства Узбекистана, - говорит заместитель генерального директора по научной работе Государственного музея Востока, член Попечительского совета Фонда Форума доктор искусствоведения Тигран Мкртычев. - Музей всегда проявлял очень большой интерес к искусству и культуре Узбекистана, начиная от древности и заканчивая современностью. Эта выставка посвящена современному Узбекистану. В этом контексте особо хотелось бы отметить, что мы не сравниваем их между собой, так как их стилистика очень разная, но, тем не менее, каждый из них, безусловно, талантлив, гениален и мы рады, что российская публика имеет прекрасную возможность посмотреть современное изобразительное искусство вашей страны».

Следует подчеркнуть, что «Каландар» - это только красивая метафора, и никто из этих четырех художников не ассоциирует себя с суфиями или дервишами, а в своей жизни руководствуются принципом «Руки в работе, сердце – Творцу». Кроме общего заглавия у каждого раздела, посвященного творчеству того или иного художника, есть и свое собственное название - ведь, по сути, это не одна, а целых четыре персональных выставки: Ф. Ахмадалиев – «Странствие на родине», Дж. Усманов – «Отражения», М. Карабаев - «Зеркало души», Б. Исмаилов – «Сад забвения».

Рустам Сулейманов, президент Фонда Марджани:

- Музей Востока в Москве и Фонд Марджани имеют давние и плотные связи с представителями культуры и искусства Узбекистана, которые для нас представляют большой интерес. Так как здесь есть люди, которые связаны с Узбекистаном, многие из них учились там, успели поработать. Да и российская публика довольно хорошо себе представляет узбекскую живопись. Конечно, она сильно отличается от того, что было в прошлом. Тогда был, можно сказать, свой канон. Сейчас появились новые тенденции, намного более мощные, интересные, красочные, привлекательные. И вот с этим феноменом хотелось познакомить зрителя. Я уверен, что эта встреча будет не последней. Будут дальше выставки. И я думаю, что каждый из художников представленных заслуживает персональную выставку. Но и этими прекрасными художниками тоже не ограничивается круг самобытных талантов Узбекистана. Хотелось бы пожелать, чтобы культурные связи между народами продолжали укрепляться.

Файзулла Ахмадалиев - странник по своей натуре, он много путешествовал на родине, но за пределы Узбекистана почти никуда не выезжал, только во время службы в армии побывал в Дрезденской галерее. Сегодня он мечтает объехать все музеи мира. Его полотна – ожившая память древней земли Туркестана, многоголосие прошедших по ней людей: мудрецы, воины, дервиши, простые люди. Отсюда на полотнах возникает глина – земля, коллажи из старых черно-белых фотографий или ярких лоскутов.

Джамол Усманов выглядит мудрецом, которому известна самая главная истина, лежащая за пределами видимого. Он пытается отразить ее в своих живописных работах. Джамол мыслит сериям, словно совершает долгое путешествие. Он продолжает писать полотна на волнующую его тему, пока не выскажется до конца, каждый раз изобретая новые изобразительные приемы. Более того, он стремится выйти из плоскости полотна в трехмерное пространство, создавая скульптурные композиции, которые развивают сюжеты его картин.

Мурад Карабаев своим любимым фильмом считает «Фотоувеличение» Антониони, где в голове главного героя вымышленный мир путается с реальностью. Картины Мурата напоминают зеркала, где отражаются люди из прошлых эпох. Они облачены в костюмы времен Великих Моголов. В ранний период творчества он создавал яркие, хаотичные картины с шагаловскими мотивами – ничего похожего на сегодняшний сдержанный почти аскетичный стиль. На портретах с одинаковыми лицами, которые он пишет в последнее время, присутствует желание заглянуть в лицо как в зеркало, чтобы за внешней одинаковостью понять внутренний смысл.

Бобур Исмаилов по призванию художник-«декоратор», преобразующий реальный мир в театральную фантасмагорию. Персонажи в его работах напоминают кукол, существующих в самых невероятных декорациях. Сады – это мы, мир, в котором мы пребываем, или хотели бы пребывать. В каждом человеке живут сад детства, сад первого поцелуя, сад последней любви, сад забвения. Сады, как и мы, подвержены времени. Зимой они спят, весной пробуждаются, летом поют всеми красками. В этих садах странствуют наши души. Сад могут вырубить или он сгорит – и тогда он погибнет. Полотна Бобура – аллегории. Главное в них – состояние одиночества. Люди одиноки, приходя в мир и покидая его. Мы стремимся друг к другу, пытаясь преодолеть одиночество.

«Для меня большая честь представлять Узбекистан в этой выставке наряду с прекрасными живописцами, представителями яркого искусства нашего народа, - говорит Бобур Исмаилов. – Основной целью нашего участия в этом событии является, прежде всего, демонстрация неповторимого современного искусства Узбекистана, а также всемерная популяризация и продвижение национальной культуры за рубежом. Судя по любопытной и очень живой реакции посетителей выставки, я думаю, что нам удалось, в какой-то мере, достичь поставленной цели, быть причастными и, конечно же, внести свой вклад в продвижении и пропаганде узбекского изобразительного искусства».

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал