Организатором круглого стола выступили совместный Проект Программы Развития ООН и Министерства финансов Республики Узбекистан «Реформа бюджетной системы в Узбекистане».
Государственный сектор в Узбекистане играет главную роль в обеспечении социально-экономического развития и для его четкого функционирования необходимо своевременно снабжать госсектор соответствующими товарами, услугами и работами. Эту цель выполняют государственные закупки, которые составляя существенную долю расходов консолидированного бюджета, напрямую влияют на его сбалансированность.
Как отметил первый заместитель министра финансов Узбекистана Ёркин Турсунов, в республике деятельность по упорядочению процедур и системы управления госзакупками активизировалась в соответствии с постановлением Президента «Об оптимизации системы государственных закупок и расширения привлечения к ним субъектов малого бизнеса» от 7 февраля 2011 года. Этим документом было введено требование публикации всех объявлений о закупках на специальном портале goszakupki.uz.
«При разработке концепции закона о государственных закупках было рассмотрено существующее законодательство Узбекистана в этой сфере, общие вопросы процедур, механизма и системы управления госзакупками, а также частные вопросы, касающиеся основных методов закупок, такие как тендеры и электронные торги, – сказал Турсунов. – Предложения концепции закона касаются не только самого законодательства о госзакупках, но и смежных областей и предусматривают условия для их применения на практике».
Говоря о важности системы государственных закупок для развития экономики страны в целом, советник постоянного представителя ПРООН по программным вопросам Стефан Лиллер отметил, что госзакупки составляют порядка 10% от ВВП республики, в связи с чем государство является крупнейшим заказчиком и потребителем товаров и услуг.
«После недавно принятых правительством Узбекистана решений, которые отдают приоритет малому бизнесу при присуждении контрактов на государственные закупки, госрасходы будут оказывать значительное влияние на развитие этого сектора, – сказал Лиллер. – Помимо поддержки малого бизнеса, совершенствование системы госзакупок также обеспечит повышение прозрачности госбюджета, эффективности процесса его планирования и исполнения, повысит качество государственных услуг и в конечном итоге приведет к росту благосостояния и улучшению человеческого развития».
В целях обсуждения проекта Концепции Закона «О закупке товаров, услуг и работ для государственных нужд» со специалистами и был организован круглый стол, в ходе которого участники обсудили проблемы возникающие в сфере государственных закупок, а также пути совершенствования законодательства по государственным закупкам, в том числе возможность применение Закона «О закупках товаров, услуг и работ для государственных нужд».
В ходе круглого стола были обсуждены вопросы проблемы в процедурах и системе управления государственными закупками, специфические методы, включая электронные торги, и специфика государственных закупок в сфере капитального строительства, а также предложения по совершенствованию процедур и системы управления государственных закупок. Участники круглого выслушали презентации экспертов и обсудили предложения по дальнейшему улучшению данной сферы. Стоит отметить, что замечания и комментарии участников будут учтены при завершении Концепции Закона «О закупках товаров, услуг и работ для государственных нужд».