Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 13 декабря в Министерстве культуры РУз состоялся круглый стол на тему «Сохранение материального и нематериального культурного наследия», организатором которого выступил Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан.
Круглый стол проходил в формате презентации тематических выступлений от каждого докладчика. Спикерами выступили специалисты по таким направлениям как: история искусств, хранение и реставрация, археология и культурные отношения. Среди слушателей были сотрудники музеев Узбекистана, международных университетов, представители международных организаций, посольств, а также представители СМИ.
Одним из первых выступил Шоазим Миноваров, директор Центра Исламской Цивилизации. Свою речь он начал со слов благодарности: «Хочу отметить, что Фонд ведет большую работу. Организация подобного мероприятия – это шаг в объединении усилий специалистов. Я призываю всех собравшихся к тесному сотрудничеству и надеюсь, что совместными усилиями мы сможем многое решить волнующие нас проблемы». Далее Шоазим Миноваров рассказал о вкладе ученых Мавераннахра в мировую науку, затронул вопросы сохранения и изучения их наследия.
Эмоциональной и воодушевляющей была речь Сунны Парк, преподавателя Сингапурского Института, которая выступила с темой «Культурная политика». В своем выступлении она рассмотрела вопросы культурной политики через призму образования современной молодежи: «Студенты – это наше окно в будущее. Будучи преподавателем и контактируя со студентами, я выявила для себя пугающую статистику: из 800 студентов 25% ребят ни разу не посещали театра. Это люди, которые уже достигли 22 лет! Поднимать уровень культуры и самообразования в стране с таким богатым прошлым – необходимо. Хочется донести до всех мысль, что культурная политика – это не что-то далекое от реалий, а то, что происходит с нами здесь и сейчас. Только через образование мы сможем сохранить память о нашем богатом прошлом. И, несомненно, нужно внедрять в систему образования специальные предметы, которые будут поднимать уровень культуры нашей подрастающей молодежи с малых лет».
Острые проблемы реставрации архитектурных памятников и музеев под открытом небом раскрыла Мавлюда Юсупова, доктор архитектуры, заведующая отделом Архитектуры Института Искусствознания АН РУз. Выступление сопровождалось яркими доказательствами нарушений в реставрационном деле в древних городах Узбекистана. Докладчица отметила, что наблюдается грустная тенденция, когда в погоне за «облагораживанием» близлежащих территорий вокруг древних памятников истории, горе-реставраторы разрушают аутентичность среды, которая располагается вокруг. Как отметила в конце выступления Мавлюда Юсупова: «Памятники, как дети. Они требуют постоянного внимания, заботы и защиты».
Среди спикеров также выступила искусствовед Мариника Бабаназарова. Она раскрыла тему: «Музеи – основные хранители культурного наследия человечества». В своей речи она отметила: «Я очень благодарна предыдущим спикерам, которые болеют за свое дело и поднимают такие острые проблемы. Присоединяюсь к каждому и, в свою очередь, хочу поднять вопросы хранения музейных предметов и этические нормы музейных сотрудников. Хочется отметить, что важна преемственность. Хранитель музея или любой другой работник, будучи новым человеком в музее, должен перенимать работу от наставника к ученику. Это очень важно, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения ведения грамотной работы в музее. Также, я очень благодарна Фонду за образовательные проекты, которые они уже реализуют для музейных работников. Это очень важное и нужное дело».
Шахноза Ишматова, менеджер проектов отдела развития искусства и культуры Фонда, магистр Московского государственного университета культуры и искусства, подняла проблему пустеющих залов музеев Узбекистана. В своей речи она отметила: «Музеи в современном мире должны стать лабораториями исследования, а не организациями печатающие бесконечные отчеты. Экспозиция должна заставлять посетителей думать, размышлять, спорить и выводить к новым умозаключениям о мировосприятии. Если посетитель не приходит в музей, то музей может прийти к нему. Фондом планируется разработка аналогичной по проекту с Британским музеем программы «Постижение истории Центральной Азии через музейные коллекции Узбекистана в 500-ах экспонатах». Идея заключается в создании радиопрограммы, к которой будут привлекаться ведущие историки и искусствоведы страны. Каждый предмет, о котором будет идти речь в программе, будет привязан к месту его бытования и к месту его нынешнего хранения, погружая посетителя в разные периоды истории и тем самым открывая новый взгляд на экспонат».
Следующим докладчиком выступил Эльдар Юлдашев, менеджер проектов отдела развития искусства и культуры Фонда, доктор философии по искусствоведению, доцент ГИИКУз, Председатель Совета молодых учёных ГИИКУз. Он раскрыл тему взаимосвязи креативной индустрии Узбекистана и нематериального культурного наследия. Было отмечено что: «Сегодня все чаще традиционное искусство использует методы и подходы креативных технологий, другими словами, современного мейнстрима. В пример можно привести новый тренд в узбекских социальных сетях, как маком-челлендж. Участники маком-челлендж бросают друг другу вызов, исполняя макомы. В социальных сетях размещено уже около 2-х тысяч маком-клипов. По мнению экспертов, этот тренд не в последнюю очередь является отражением происходящих в стране преобразований по поддержке макома. Не случайно данный тренд зародился в преддверии первого Международного форума искусства Маком. Нарастающая популярность новых культурных трендов и направлений является не искусственно поддерживаемым феноменом, а востребованным и назревшим фактором. И здесь поддержка государства – крайне важна и полезна. Отмечу, что данная тенденция происходит сегодня и в кинематографии, фешн-индустрии и даже в гастрономической среде».
После выступлений докладчиков состоялась дискуссия, где участники круглого стола задавали друг другу вопросы, вносили свои предложения. Например, участники предложили объединить усилия и проработать вопрос создания отдельного ведомства, которое будет заниматься вопросами архитектуры и реставрации.