Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Заместитель министра транспорта и городского развития Ирана Х.Хадеми заявил, что в течение 3-х мес. будет завершено строительство приграничного участка ж/д Хаф – Герат.
Железная дорога Хаф – Герат (190-225 км) входит в железнодорожный коридор Иран-Афганистан. Реализация проекта началась в 2008 г.
Строительство участка ж/д Хаф – Герат позволит:
1) расширить торговлю между двумя странами и государствами Центральной Азии;
2) снизить транзитные расходы и ускорить сбор и доставку грузов;
3) Афганистан получит возможность присоединиться через территорию Ирана и Турции к европейской сети железных дорог.
Кроме того, в Минтранспорта Афганистана рассчитывают, что после запуска этого участка впервые за 5 лет объём грузовых перевозок по железной дороге составит 6,5 млн. т, а годовой доход Кабула от реализации проекта – 64 млн. долл. В данном контексте Минфин ИРА заявило, что на этом участке ж/д будет построен новый таможенный терминал, что облегчит осуществление импортных и экспортных операций между Ираном и ИРА.
Примечательно также, что по сообщениям казахских СМИ, c 2019 г. Нур-Султан активно подключился к реализации данного проекта. Так, Управление железных дорог ИРА заключило соглашение с казахстанской компанией Inkon-KZ на строительство 43 км данного участка ж/д. Отмечается, что казахская сторона осуществит строительство дороги, проходящей через уезды Горьян, Зенда Джан и Инджил и примыкающей к уезду Рабат Парьян (казахская сторона выделила 58,5 млн. долл.).
По заявлению заместителя министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Т.Токтабаева,
Нур-Султан также планирует построить несколько грузовых терминалов на территории ИРА, а также поставит 350 тыс. т рельсов для строительства. Эксперты полагают, что подобными мерами казахская сторона планирует, с одной стороны, стать активным игроком на афганском направлении, с другой – оказать содействие в интеграции Кабула в экономические процессы в ЦА.
В целом эксперты подчёркивают, что полноценный запуск ж/д Хаф – Герат будет способствовать, получению доступа Кабула к порту Чабахар, а также развитию экономического сотрудничества ИРА с Индией и странами Центральной Азии.