Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI) опубликовал доклад «О продажах вооружения и военных услуг 25 крупнейших оборонных концернов в 2019 г.».
SIPRI – международный институт исследований проблем мира и конфликтов, базирующийся в Стокгольме (Швеция). Занимается исследованиями конфликтов, вооружений, контроля над вооружениями и разоружением. Считается одним из самых авторитетных источников информации о международных расходах на военные нужды.
По данным SIPRI, за 2019 г. 25 крупнейших оружейных компаний мира заработали 361 млрд. долл. на продаже оружия и военных услуг, что на 8,5% больше, чем в 2018 г., и на 15% больше, чем в 2015 г.
Первое место с 61% мировых продаж оружия занимают 12 американских компаний. 5 крупнейших производителей оружия Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, Raytheon и General Dynamics зафиксировали объем продаж в 166 млрд. долл.
Второе место во всемирной торговле оружием занимает Китай с более скромной долей в 16%. 4 китайские компании увеличили свои продажи в течение одного года на 4,8%. Приэтом
3 китайских производителя вошли в первую десятку: Aviation Industry Corporation of China (AVIC, 6-е место), China Electronics Technology Group Corporation (CETC, 8-е место) и China North Industries Group Corporation (NORINCO, 9-е место).
Как пишет немецкая Tagesschau, ссылаясь на исследователей SIPRI, «китайские оружейные компании получают значительную выгоду от продаж в своей стране, вкладываясь в программы военной модернизации НОАК».
Третий по величине дилер оружия – Россия. В список попали только 2 российских производителя оружия – Алмаз-Антей и Объединенная судостроительная корпорация. Их доходы совокупно уменьшились на 634 млн долл., снизившись в два раза с 8,6% до 3,9%, отмечает Коммерсант.
Исследователи SIPRI рейтинги российских и китайских компаний объясняют «ограниченным международным присутствием», в том числе из-за санкционной политики Запада.
В данном контексте германский телеканал Das Erste приводит слова сотрудника SIPRI, утверждающего, что модернизация российской армии замедлилась в связи с общей экономической ситуацией в стране, повлиявшей на снижение заказов от российского правительства.
Всего 18% мировой прибыли от продажи оружия получили 6 крупнейших западноевропейских компаний. При этом германские фирмы даже не вошли в топ-25 рейтинга, подчёркивает немецкая Tagesschau. На 14-м месте списка SIPRI – французский концерн Thales, который совместно с Airbus имеет наиболее широкую географию поставок и представлен в 24 странах. На 17-й позиции – концерн Dassault, которому поставки боевых самолетов Rafael в 2019 г. позволили подняться с 38-го места рейтинга.
Впервые в группе лидеров продаж оказалась компания с Ближнего Востока – EDGE, созданная в ОАЭ в 2019 г. путем слияния около 25 мелких фирм. Она заняла 22-е место с долей продаж в 1,3%. «EDGE является хорошим примером того, как сочетание высокого национального спроса на военные продукты и услуги с желанием снижения зависимости от иностранных поставщиков становится движущей силой для военных компаний Ближнего Востока», - отметили в докладе SIPRI.
География присутствия крупнейших военно-промышленных компаний за пределами своих национальных границ в 2019 г. насчитывала 49 стран, где они представлены через дочерние компании, совместные предприятия и исследовательские центры. При этом отмечено, что в России и Китае военно-производственные стратегии ограничены политикой правительств, которые основное значение придают разработке и производству вооружений на своей территории.
В то же время, как отмечают отдельные издания, в ответ на рост мировых расходов на вооружения растёт критика со стороны отдельных организаций и политиков.
Так, организация по защите окружающей среды «Greenpeace» призывает к «радикальному переосмыслению» огромных затрат на вооружения в условиях пандемии, климатических изменений и загрязнения окружающей среды. «Это скандал, когда продажи 25 крупнейших оружейных компаний мира растут, а денег на устойчивую борьбу с голодом не хватает» цитирует Das Erste генерального секретаря Международной организации помощи голодающим мира.
В целом, как отмечают эксперты рост расходов на оборону отражает напряжённость в международной политике, где всё чаще на передний план выходит военная сила. Крупнейшие оружейные компании мира тратят огромные средства на СМИ и пропаганду своей продукции. А аналитические издания зачастую умело обосновывают целесообразность решения международных проблем военными средствами.