Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — «Этот модификатор позволяет быстро укладывать асфальтовое покрытие даже при низких температурах, а также значительно сокращает выбросы парниковых газов, что делает его экологичным и экономичным. Я думаю, что это именно та «одежда», которая нужна дорогам», - сказал Цюй Лэй, руководитель отдела исследований и разработок и старший инженер компании СПСК Highway Science and Technology, второй по счету лауреат национального конкурса «Самые красивые дорожные работники».
Недавно на одном из дорожных проектов 44-летний Цюй Лэй проводил испытания на определение состава смеси перед укладкой. «Зимой на дорогах легко накапливаются снег и лёд. Во время укладки на испытательном участке мы добавили в асфальтовую смесь противообледенительный модификатор, который предотвращает замерзание. Это позволяет эффективно снизить сцепление между льдом и дорожным покрытием, достигая эффекта, когда «небольшой снег тает, а большой снег не прилипает», - рассказал Цюй Лэй.
«В диалоге с дорогами» почти 20 лет
Цюй Лэй начал работать в сфере транспорта в 2005 году. С 2011 года он стал участвовать в проекте Министерства транспорта, направленном на исследование проблем, связанных с традиционным строительством асфальтовых дорог, таких, как высокая температура, большое энергопотребление, серьёзное загрязнение окружающей среды и сложности с переработкой. «Для этого я прочитал сотни книг», - говорит Цюй Лэй. В свободное время он искал литературу, проводил эксперименты и с головой погружался в технические инновации, сосредоточено занимаясь исследованиями.
После пяти лет испытаний и доработок Цюй Лэй и его проектная группа разработали высокопроизводительный модификатор асфальта для укладки при обычной температуре. По оценке отраслевых экспертов, результаты этого проекта достигли международного передового уровня и получили награду за лучший продукт на 21-й Китайской международной выставке высоких технологий.
«Этот технологический результат применяется более чем в 20 провинциях и автономных районах Китая, а также в Монголии, Пакистане и других странах, став типичным примером технологий для создания ресурсосберегающего и экологически чистого государства», - отметил академик Китайской инженерной академии и эксперт в области гражданского строительства Ван Фумин во время оценки.
Борьба с песчаными бурями
В апреле 2015 года Цюй Лэй вместе с участниками проектной группы по применению технологий экологической защиты дорог в пустынных районах прибыл на участок дороги Куньцзинь в 36-м полку 2-й дивизии для проведения работ по созданию экспериментального пункта защиты дороги от песка. Там они вступили в «прямое столкновение» с песчаными бурями.
Цюй Лэй рассказал, что данный район относится к зоне с экстремально засушливым климатом, где часто происходит накопление песка на дорогах и засыпание их дюнами. Не имея опыта, на который можно было бы опереться, они днём проводили исследования последствий песчаных бурь, а по ночам выполняли эксперименты в лаборатории. В результате была разработана схема строительства системы защиты от песка, сочетающая механические и биологические методы.
«На основе механической системы защиты от песка были высажены такие растения с высокой устойчивостью к суровым условиям пустыни, как саксаул и тамариск, для создания лесополос, которые препятствуют движению песка и закрепляют песчаные дюны», - рассказал Цюй Лэй. В 2019 году, согласно полевым исследованиям Синьцзянского института экологии и географии Академии наук Китая и Синьцзянского института лесоводства по борьбе с опустыниванием, сохранность лесонасаждений саксаула по случайной выборке составила около 80%.
С внедрением проекта проблема песчаных заносов на дорогах успешно решена
«Раньше каждый раз, когда возникали песчаные бури, движение на дороге прекращалось, и требовалось задействовать три-четыре бульдозера и шесть-семь работников для очистки. Ежегодные расходы на обслуживание этой дороги составляли 4 миллиона юаней», - сказал Айматичджян, начальник бригады по обслуживанию и поддержанию проезда на дороге Куньцзинь.
Многие годы Цюй Лэй возглавлял команду, которая проводила полевые исследования и мониторинг таких показателей, как интенсивность дорожного движения, осевая нагрузка и давление на дорожное полотно, несущая способность покрытия, ранние повреждения, эксплуатационные характеристики дороги, а также обслуживание и ремонт. Специалисты разработали модель профилактического обслуживания дорог, подходящую для климата и транспортных особенностей Синьцзяна, а также систему экономической оценки и анализа эффективности. Кроме того, был составлен «Технический гид по профилактическому обслуживанию асфальтовых дорог СПСК».
Как было отмечено, продвижение и применение продуктов для регенерации асфальта может продлить срок службы дорог на 3-5 лет и ежегодно экономить около 10% средств на их обслуживание в пределах Синьцзянского производственно-строительного корпуса.