Курсы валют от 05/11/2024
$1 – 12790.12
UZS – -0,04%
€1 – 13936.11
UZS – 0,3%
₽1 – 130.03
UZS – -1,21%
Поиск
Культура 06/10/2012 Самарканд в зеркале времен, или возрождение творчества Татевосяна
Самарканд в зеркале времен, или возрождение творчества Татевосяна
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Уже первый день Седьмой Недели искусств Art Week Style.uz в Ташкенте был полон чередой ярких событий и встреч. Проекты и выставки, представленные во Дворце творчества молодежи, на суд более чем многочисленной публики, демонстрировали разнообразие стилей, жанров и форм в современном искусстве.

Преемственность поколений - центральная тема art Week и одно из ярких ее воплощений – выставка «Самаркандская сюита» живописца, народного художника Узбекистана Оганеса Татевосяна (1889-1974). Экспозиция включила в себя 53 работы художника, посвященные раскрытию образа Самарканда. Выставка организована Фондом Форумом, Ассоциацией антикваров Узбекистана MEROS и Дворцом творчества молодежи.

Татевосян – один из тех художников, кто принимал участие в формировании национальной школы изобразительного искусства Узбекистана. Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, России и других стран. В начале двадцатых годов прошлого века Татевосян через интерпретацию традиций миниатюры ищет пути к достижению национального своеобразия в своей живописи. В конце данного десятилетия у художника появляется ряд пейзажей, жанровых композиций, в которых как бы произошло слияние приемов свободного письма и тщательно выписанной миниатюры с ее четкой определенностью каждого предмета. Эти две тенденции своеобразно переплелись в творчестве Оганеса Татевосяна.

Простота в его творчестве сочетается с отточенностью деталей, меткостью наблюдений, продуманностью каждого образа, и глубиной содержания. В серии работ о Самарканде, художник передал колорит и дух не только города, но и того времени, в которое он был запечатлен, сохранив для нас наглядно еще одну веху жизни древнего Самарканда.

Борис Голендер, научный сотрудник Государственного музея Сергея Есенина (Узбекистан):

- Я очень люблю этого художника. Татевосян – это замечательный мастер, который начал работать еще до Второй мировой войны. Многие из картин, которые сегодня представлены, никогда не выставлялись, они лежали в запасниках самаркандских музеев. В середине XX века часть из них была весьма известна, картины репродуктировались даже на почтовых открытках – ориентализм в то время вообще был очень популярным направлением, в нем работали и такие мастера, как Усто Мумин, Александр Волков.

«Самаркандская сюита» Татевосяна хоть и включает в себя более пятидесяти работ, оставляет впечатление цельности и единства, каковым отличается и все творчество художника. Некоторые художники имеют несколько периодов – как Пикассо, например, то есть они экспериментируют, а, значит, возможно, не уверены в своих силах. На мой взгляд, если художник уверен в своих силах и нашел свою дорогу – он с нее не свернет, не будет сменять стили в разные периоды творческой жизни. Татевосян был именно таким художником. Мы видим и в старых, и в более поздних картинах его индивидуальный стиль, и он узнаваем. Он проходит нитью, соединяя всю последовательность сюиты в единое целое. В картинах Татевосяна – любование Востоком. Здесь и высвечивание, и сюрреалистические черты, и выписанность деталей, и во всем этом чувствуется богатство узбекской земли, любовь к древнему городу. Все картины - словно разные грани одного алмаза.

Одна из экспонируемых картин «Вечер» (1930) на первый взгляд будто незаконченная, с красным платьем на переднем плане, она мне особенно близка, ее репродукция есть у меня дома. Интересно, что эта репродукция была сделана не в Узбекистане, а в Москве, что еще раз говорит о популярности художника.

Др. Халед Омар Абдаллах, директор Египетского культурного центра в Ташкенте (Египет):

- Когда я прибыл в Ташкент, я был потрясен активностью Фонда Форума, количеством устраиваемых им мероприятий, где можно очень много узнать о самых различных сферах культуры, науки. И данная неделя – это, прежде всего, отражение активности Фонда Форума. Я был на церемонии открытия «Золотого гепарда» и был поражен количеством гостей и высоким организационным уровнем. На церемонии открытия Style.uz 2012 и то, и другое впечатлило меня еще больше! Одной из первых я посмотрел выставку Оганеса Татевосяна, и, мне кажется, что художнику в работах об одном городе удалось передать и некоторые общевосточные элементы. Культура Египта имеет много общего с культурой Узбекистана. Мне же близки обе традиции, ведь, несмотря на то, что я египтянин, в моем свидетельстве о рождении написана национальность – узбек!

Эммануэль Космо, фотограф (Италия):

- В первый день Недели искусств представлено несколько проектов – надо сказать один интересней другого! Я вижу высокий уровень художественных работ и, что для меня особенно интересно, фотографов. Я побывал в Узбекистане пять лет назад, и заметил, как много изменилось у вас за это время. И вижу, как органично исторические памятники сочетаются с современной архитектурой. Я очень люблю древние города Узбекистана – Самарканд, Хиву, особенно Бухару. Поэтому выставка Татевосяна Оганеса, посвященная Самарканду, меня особенно заинтересовала. Художник смог обобщенно и в то же время детально выразить свое впечатление от города, передал настроение. Теперь я думаю, что неплохо было бы создать цикл фотографий «Бухарская сюита».

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал