Документ был разработан в соответствии с поручением Президента Республики Узбекистан в докладе, посвященном итогам социально-экономического развития республики в 2013 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2014 год, на заседании Кабинета Министров 17 января текущего года, в целях дальнейшего развития и стимулирования электронной коммерции в республике.
В Республике Узбекистан внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов, а также в повседневной жизни граждан уделяется особое внимание и это стало одним из важнейших направлений государственной политики.
Следует отметить, что сегодня большинство крупных торговых компаний в мире, наряду с традиционными способами продажи, повсеместно используют электронную коммерцию. Так, по данным аналитических исследований, в настоящее время около 10 процентов населения мира делают покупки через сеть Интернет, и эта цифра имеет устойчивую динамику роста.
Интеграция Республики Узбекистан в мировую экономическую систему неизбежно влечет применение соответствующих технологий отечественным бизнесом, не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.
В нашей республике для законодательного урегулирования электронной коммерции принята соответствующая нормативно-правовая база. Однако, сегодняшний уровень развития информационных технологий и коммерции требует более детального регулирования отношений в сфере электронной коммерции.
Проект закона направлен на усовершенствование сферы электронной коммерции в рамках реализации приоритетных задач в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ в республике и либерализации экономики.
Он будет способствовать созданию дополнительных условий для развития предпринимательства и улучшению деловой среды, а также организации технологичной рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.
Основной целью проекта закона является создание благоприятных условий для эффективного функционирования электронной коммерции – деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных документов и сообщений, а также установление правовых механизмов реализации и защиты прав участников электронной коммерции.
В ходе разработки проекта закона был проведен анализ практики регулирования сферы электронной коммерции ряда государств. Следует отметить, что в этих странах электронная коммерция регулируется:
Технология применения ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами, либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.
При этом в международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками товаров через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений в качестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на мобильный телефон или на электронную почту).
В настоящее время в банковской системе республики реализованы механизмы оплаты по банковским картам в режиме реального времени через сеть Интернет, а также широко развита система дистанционного банковского обслуживания.
Аналогично зарубежному опыту в «Правилах организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования» (рег. № 1767 от 13 февраля 2008 года) в данных системах для аутентификации и подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.
В связи с этим, для упрощения процедуры заключения сделок, проектом закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов и других аналогов собственноручной подписи, которые позволят значительно упростить оформление электронной сделки.
Кроме того, в проекте закона регламентируются отношения, возникающие при использовании электронных документов (сообщений) в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной коммерции, устанавливаются особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и требования к участникам электронной коммерции, в том числе к информационным посредникам.
Данный проект закона в новой редакции отличается от действующей редакции следующими особенностями:
Исходя из вышеизложенного, принятие данного закона и дальнейшее широкое внедрение электронной коммерции в республике позволит: