Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Узбекистан и Китай выйдут из состава совместной компании, созданной для строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, после того как проект окупит себя. Об этом заявил Президент Кыргызстана Садыр Жапаров.
Кыргызское агентство «Кабар» сообщает, что Садыр Жапаров подчеркнул коммерческий характер проекта, который не относится к внешнему долгу. По его словам, три страны объединились и создали совместную компанию.
Президент отметил, что офис компании находится в Бишкеке, и генеральный директор назначен от кыргызской стороны, а два заместителя – от китайской и узбекской сторон. Жапаров добавил, что все средства проходят через Бишкек, и до завершения строительства железной дороги расходы будут находиться под контролем трех стран.
Китай вкладывает 51% средств, а кыргызская и узбекская стороны – по 24,5%, отметил глава Кыргызстана. Согласно международным нормам, после окупаемости вложенных средств, две стороны выйдут из проекта, и 100% останется у Кыргызстана.
«Эта дорога необходима в первую очередь не для других, а для нас. Мы установим транзитный коридор через Центральную Азию между Европой и другими странами, включая Китай. Это также важно для экономической выгоды и геополитической стабильности», – сказал Жапаров.
Церемония подписания соглашения о строительстве железной дороги состоялась 6 июня в Пекине.
Маршрут проходит через гористую местность по следующим пунктам: Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан.
Планируется, что к 2023 году годовой объем перевозок по новой железной дороге достигнет 8 млн тонн, к 2024 году — 10 млн тонн, а к 2050 году — 13,5 млн тонн.
В результате сроки доставки товаров сократятся на 7 дней. Узбекистан может получить экономическую выгоду от транзита грузов в размере $150-200 млн в год.
Проект значительно улучшит экспортно-импортные связи не только для Узбекистана, но и для Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и других стран региона, предоставив значительные транзитные возможности и связав Китай с полуостровом Индостан одной железнодорожной линией, что ранее было возможно только морским путем.
Новая железная дорога также обеспечит Центральной Азии доступ к Тихому океану через Китай, а Китаю — к Персидскому заливу.
Проектирование и строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан займётся китайская компания China Railway International.
Стороны намерены создать Совместную проектную компанию на территории Кыргызстана в соответствии с местным законодательством. Это позволит оптимизировать взаимодействие между странами-участницами. Доля Китая в компании составит 51%, Кыргызстана - 24,5% и Узбекистан – 24,5%.