Ее автором является известный журналист-международник, исследователь Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж.Хопкинса Джон Дейли.
Предлагаем вниманию читателей данную статью американского эксперта.
- Последние события в Афганистане, все более осложняющаяся ситуация в стране и растущие потери среди солдат США предопределяют необходимость по новому взглянуть на пути урегулирования афганского конфликта в условиях, когда Вашингтон пытается выработать новую афганскую стратегию.
После 8 лет военной операции США в Афганистане, влияние Талибана растет, резкая активизация его боевых действий приводит к тому, что Талибан в настоящее время контролирует значительную часть страны.
С учетом того, что курс в пользу военного решения афганской проблемы является объектом острых дебатов в Вашингтоне, недавние глубоко сфальсифицированные выборы в Афганистане вновь высветили деструктивные тенденции в политической жизни страны и усилили этнорегиональную напряженность.
Кроме того, углубляющаяся нестабильность в соседнем Пакистане непосредственно и негативно влияет на военно-политическую обстановку в Афганистане. Эти процессы усиливаются из-за продолжающегося паралича власти в Кабуле, где правительство Карзая «погрязло» в неэффективности и некомпетентности.
В ответ, мировые политические лидеры выдвигают различные инициативы по урегулированию ситуации в Афганистане и решению застарелых проблем этой страны, которые варьируются от прагматичных до сюрреалистичных.
Несмотря на проведение десятков конференций и встреч по афганской проблематике, все они характеризуются отсутствием практической эффективности и абсолютным несоответствием принимаемых на этих мероприятиях решений реальной ситуации в Афганистане.
На этом фоне, особо важное значение приобретают инициативы, выдвинутые Президентом Узбекистана Исламом Каримовым на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008г. Инициатива Президента Ислама Каримова, которая в свое время «осталась в тени» на фоне стремления администрации Дж.Буша включить Грузию и Украину в Альянс, отличается прагматичной оценкой геополитической и стратегической ситуации в Афганистане. Еще задолго до драматических событий 11 сентября 2001г. Руководитель Узбекистана неоднократно предупреждал о том, что Афганистан превращается в эпицентр глобального терроризма и религиозного экстремизма. Это предсказание подтвердило дальнейшее развитие событий.
Суть взглядов Президента Ислама Каримова заключается в том, что не существует военного решения афганской проблемы и возникает настоятельная необходимость устранения острейших социально-экономических проблем афганского общества, связанных с обнищанием населения и безработицей. Кроме того, Афганистан - полиэтничное и многоконфессиональное государство со своей уникальной историей и культурой, где необходимо всесторонне учитывать менталитет народа и его религиозность, уважать, а не игнорировать или попирать их.
Наиболее интересным и новаторским положением в выступлении Ислама Каримова была его инициатива о возобновлении функционировавшей под эгидой ООН Контактной группы «6+2» по урегулированию ситуации в Афганистане, расширив ее в «6+3» с участием Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Пакистана, Китая, Ирана, а также США и России, включив НАТО как организацию, осуществляющую антитеррористическую операцию в Афганистане.
Глава Узбекистана заявил о том, что невозможно решить проблемы Афганистана без непосредственного участия сопредельных с ним государств региона, которые вот уже 30 лет испытывают деструктивное воздействие афганского кризиса. Так как данная проблема носит глобальный характер, Президент Узбекистана призвал к тому, чтобы ее решение также рассматривалось в глобальном масштабе при участии государств-членов международной коалиции, входящих в Международные силы содействия безопасности (ISAF) в составе контингента НАТО.
Президент Ислам Каримов подчеркнул важность формирования членами Контактной группы «6+3» единой долгосрочной стратегии по Афганистану и выработки при поддержке международного сообщества новой модели национального примирения. Это создаст необходимые условия для предварительного разрешения афганского кризиса и основу для достижения долгосрочного мира.
Точка зрения Президента Ислама Каримова, в значительной степени отличающаяся от тогдашнего западного мышления, заключалась в том, что можно бесконечно наращивать иностранное военное присутствие в Афганистане, но не имея ясной модели внутреннего общенационального примирения нельзя положить конец многолетнему конфликту.
Узбекистан, являясь ближайшим соседом Афганистана, выдвигает свою инициативу, базируясь на уникальном опыте создания и функционирования под эгидой ООН Контактной группы «6+2» по Афганистану. Предложение Руководителя Узбекистана нацелено на урегулирование афганской проблемы исключительно политическими средствами в рамках ООН, что лежит в основе долгосрочных усилий Узбекистана на данном направлении.
Ташкентские встречи развили два основных момента, которые актуальны и сегодня. Впервые начиная со времен иранской революции 1979г., американцы оказались за одним столом с иранцами и вели с ними переговоры, хотя и непрямые. Несмотря на ядерную программу Ирана и его геополитические амбиции, роль Ирана в разрешении кризиса в Афганистане и его потенциальные возможности в установлении там долгосрочного мира не могут быть проигнорированы. Во-вторых, Ташкентская Декларация впервые предложила конструктивный подход к достижению примирения в Афганистане посредством участия основных внутренних противоборствующих сил.
Важным ресурсом для решения проблем Афганистана является наличие в Узбекистане глубоких познаний о культуре Афганистана, менталитете, обычаях и традициях народа, полученных на протяжении многих столетий в результате близких исторических и культурных связей. Сегодня, более 3 миллионов узбеков проживает в Афганистане, главным образом на севере страны. Кроме того, если американский опыт в Афганистане начинается с ноября 2001г., то Узбекистан сталкивается с ситуацией, дестабилизирующей эту несчастную страну на протяжении 30 лет, с момента советского вторжения 1979г.
Еще одним фактором, подчеркивающим важность Узбекистана в качестве ключевого и обязательного регионального игрока, является обширная помощь Афганистану для реабилитации его экономики. В течение последних нескольких лет Узбекистан осуществил большое количество совместных проектов в сфере строительства железных дорог, поставок электроэнергии, развития горного дела, сельского хозяйства, ирригации, образования и обмена специалистами, а также обеспечения строительными материалами, металлами, удобрением, продуктами питания и другими товарами.
С помощью Азиатского банка развития Узбекистан помогает модернизировать единственную функционирующую железную ветку Афганистана «Термез-Хайратон», связывающую северные области страны с остальным миром и осуществляет строительство железной дороги «Термез – Хайратон – Мазари-Шариф». Еще одним проявлением содействия Узбекистана в сфере транзита является размещение заключительного сегмента железнодорожной линии Северной Распределительной Сети НАТО, которая введена в эксплуатацию в феврале т.г. и обеспечивает увеличивающееся количество грузов для войск ISAF НАТО в Афганистане.
Узбекские компании и инженеры построили 11 мостов вдоль маршрута «Мазари-Шариф – Кабул» и завершают постройку 275-мильной линии высокого напряжения, способной к передаче 150 мегаватт электроэнергии от Термеза до Кабула через один из самых сложных горных ландшафтов на Земле. В тоже время Uzbektelecom и Afghan Telecom Corp. имеет соглашение об установлении оптико-волоконной связи и обеспечении Афганистана доступом к Интернет.
Все вышеизложенное свидетельствует о твердой позиции Узбекистана как активного участника процесса реконструкции Афганистана. Однако, комплексное решение проблемы с учетом трудностей в этой стране, должно исходить из новых реалий, когда ни одно государство мира, даже Соединенные Штаты, не в состоянии разрешить их в одиночку.
Узбекистан убежден, что спустя 10 лет после подписания Ташкентской Декларации, мощнейшая военно-политическая организация мира должна быть широко вовлечена в урегулирование афганского кризиса за рамками военных действий. Суть узбекской позиции заключается в том, что НАТО несет ответственность не только за успешную реализацию военной миссии ISAF, но и за достижение долгосрочного политического урегулирования на основе новой модели национального примирения.
Узбекистан, являясь одной из граничащей с Афганистаном страной, располагает как обязательными ресурсами, так и проработанными предложениями по выходу Афганистана из многолетнего конфликта и последующему экономическому росту. В этой связи, всеобъемлющая и жизнеспособная инициатива Президента Узбекистана Ислама Каримова «6+3» могла бы служить фундаментом для более широких международных действий.
В течение последнего десятилетия, Узбекистан находился на переднем фронте региональных усилий по поиску путей всестороннего разрешения афганского кризиса. В условиях, когда в пределах Вашингтона отсутствуют альтернативные предложения, инициатива Президента Ислама Каримова, которой не было уделено достаточного внимания в момент ее озвучивания, заслуживает самого достойного рассмотрения.