Целью проекта является стимулирование у молодого поколения художников Узбекистана нестандартного видения мира и интерпретации реальности, формирования способностей к оригинальному решению художественной задачи. Это позволяет объективно оценить их реальный творческий потенциал и определить уровень развития постмодернистского взгляда в национальном искусстве.
Участники выставки – целая группа молодых художников Узбекистана, работающих в различных видах и техниках современного искусства – от живописи и видео-арта, до инсталляций и дизайна моды. В основном это наиболее творчески и оригинально мыслящая возрастная категория художников от 25 до 45 лет.
Идея проекта связана с учением Аристотеля о мимесисе - правилах в искусстве, главным критерием которых является подражание природе и реальной действительности. Именно это учение является основой развития всего мирового реалистического искусства. При всем прогрессивном значении теории мимесиса, она утверждала абсолютное значение принципа подражания и ограничивала свободу творческой фантазии и автономного видения реальности художником. Так, говоря о канонах искусства в изображении явлений природы и живых существ, Аристотель утверждал важность соблюдения реальных форм и размеров изображаемого: «.. существо чрезмерно большое не является прекрасным по той причине, что обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются для обозревающих, например, если бы животное имело десять тысяч стадий длины». Так, по Аристотелю изображение коровы длиной (стадия – 200 метров) 2000 км не может быть включено в понятие искусства. Несмотря на ироничность примера, он затрагивает ключевой концептуальный вопрос творчества – ограничение индивидуальных возможностей и творческой фантазии художника установленными догмами.
Учитывая широту спектра тематики, участники проекта должны были сконцентрировать внимание на выражении одной темы – образа коровы, который им предлагается интерпретировать в нереалистических формах и размерах. В известном смысле игровой характер проекта не умаляет его концептуального значения.
В истории мирового искусства были примеры сознательного отхода от этих правил (готика, маньеризм, барроко, импрессионизм, кубизм и др.), нацеленные на сохранении автономии художественного пространства и творческое самовыражение художника. Кульминацией такого противостояния античной эстетике мы наблюдаем в сюрреализме и русском авангарде, что нашло свое яркое выражение творчестве великого испанского художника сюрреалиста Сальвадора Дали и «Черном квадрате» Каземира Малевича. Эта анти-миметическая тенденция стала доминирующей во всем европейском искусстве 20 века, что концептуально развивает современное искусство постмодернизма. Искусство Узбекистана 20 века шло в жестких рамках соцреализма, основы которого были заложены античной эстетикой мимесиса, во многом подавлявшего внутренние искания художника. Обретение Узбекистаном независимости позволили расширить представления национальных художников о границах искусства, дало возможность осваивать новые принципы и формы, характерные для современного мирового искусства. Этот подход учитывает как современные тенденции в сфере актуального искусства, так и направления, затрагивающие деятельность художников-модельеров, дизайнеров, мастеров ювелирной пластики и т.д.