Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Эксперты отмечают, что онлайн-пропаганда радикальной идеологии становится одним самых опасных проявлений экстремистской и террористической активности. Существенный рост роли Интернета благодаря ограничительным мерам, введённым из-за пандемии коронавируса, усугубляет данную проблему.
При этом, как считают эксперты, основным каналом радикализации и вербовки становятся социальные платформы. Так, по оценкам компании Hootsuite Inc, на октябрь 2020 г. только платформу Facebook активно используют порядка 3 млрд. чел.
По данным силовых ведомств стран СНГ, в период карантина совместными усилиями ликвидировали 22 ячейки международных террористических организаций, которые вели активную вербовку в онлайн-пространстве.
Эксперты по цифровой безопасности отмечают, что сегодня ограничение доступа к материалам радикального характера является одной из актуальных проблем. Это связано с тем, что запретить страницы в соцсетях технически сложно, а официальное обращение к владельцам платформ с требованием удалить материалы экстремистского характера занимает много времени.
Более того, специалисты подчеркивают, что владельцы медиаплатформ, ссылаясь на свои внутренние правила, могут и не удалять материалы. К примеру, несмотря на требование Роскомнадзора РФ с YouTube не удалено 10482 страницы с запрещённой информацией, из Twitter – 1462, в Instagram – 1435, в Facebook – 362 публикации. В 2020 г. в Google выявлено более 3 тыс. нелегального контента.
Тем не менее, государства принимают определённые меры по урегулированию деятельности соцсетей и медиаплатформ. В Турции за неисполнение требований правительства на IT-компании сначала налагается штраф, а позднее и искусственно замедляется скорость доступа к сервисам. В ФРГ крупные платформы также обязаны оперативно удалять незаконный контент. За неисполнение предписания налагается штраф до 50 млн. евро.
В целом онлайн-пропаганда радикальной идеологии становится одной из основных угроз национальной безопасности. Противостояние данной угрозе также усложняется ввиду технических и юридических факторов. Более того, владельцы крупных платформ не всегда охотно идут навстречу правительственным решениям, опасаясь потерять привлекательность своих ресурсов в глазах пользователей.