Но административные расходы, связанные с регистрацией предпринимательской деятельности, получением разрешений и обязательной сертификацией, растут для МСП, зарегистрированных в качестве юридического лица.
Отчет «Деловая среда в Таджикистане глазами представителей малого и среднего предпринимательства за 2009 год (Business Environment in Tajikistan as Seen by Small and Medium Enterprises 2009), основан на обзоре деятельности около 1,500 предпринимателей по всему Таджикистану. В 2003 и 2006 гг. IFC проводила сравнительные обзоры в стране, которые позволяют проводить значимые сравнения инвестиционного климата по прошествии длительного времени.
Господин Саидов Д., Председатель Государственного Комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан отметил: “В сентябрьском отчете «Ведение Бизнеса» (Doing Business) Всемирного Банка Таджикистан был включен в «десятку реформаторов. Обзор IFC на сегодняшний день подтверждает прогресс нашей страны в поддержке частного сектора через проведение реформ».
Доступ к финансам остается одним из ключевых вопросов для МСП в Таджикистане, особенно для дехканских (фермерских) хозяйств. В период с 2002 г. до 2007 г. условия для развития малого предпринимательства в некоторой степени улучшились. Например, осуществление Закона о Лицензировании от 2004 г. уменьшило нагрузку с лицензиями для МСП.
«Экономия $9.3 миллионов в частном секторе благодаря инспекционной реформе превысила наши ожидания, но многое предстоит сделать для разрешения другого важного вопроса для предпринимательства, как налоговая реформа» - сказала Венди Вернер, представитель офиса IFC в Таджикистане.
Новые предприниматели в секторе МСП образуются, в основном, как индивидуальные предприниматели и дехканские (фермерские) хозяйства. Наблюдается слабый рост среди МСП, зарегистрированных как юридическое лицо, в основном из-за недостаточно благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Неофициально малые и средние предприятия платят до 12 процентов от продаж государственным чиновникам, чтобы решить вопросы, касающиеся таможни, налогов, лицензий и других административных процедур.
Ключевые рекомендации обзора включают в себя исключение ненужных шагов в процессе регистрации, повышение прозрачности в лицензировании, проведение всеобъемлющей реформы разрешений, осуществление оценки риска для проверок и налогового аудита, создание оптимальной системы сертификации для товаров и услуг низкой категории риска, и упрощение процедур импорта/экспорта.
Проект IFC по развитию малого и среднего предпринимательства финансируется Отделом Экономического Сотрудничества и Развития Государственного Секретариата Швейцарии по Экономике (SECO) и Департаментом Международного Развития Объединенного Королевства (DFID).
IFC является единственным международным финансовым учреждением ориентированным исключительно на частный сектор, двигатель устойчивого развития отсталых рынков. Вместе с IBRD, она ищет увеличение капитала для усиления своих способностей для создания возможностей для бедных в развивающихся странах — включая улучшение инвестиционного климата в Таджикистане и больших регионах.