Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Президент России Владимир Путин поручил с 1 января 2022 г. ввести полный запрет на вывоз из России необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Такое кардинальное решение было принято с целью остановить в стране бесконтрольный (теневой) вывоз необработанной древесины.
В РФ в 1-ом полугодии 2020 г. выявлено 6,8 тыс. фактов незаконной вырубки древесины с объёмом 507,5 тыс. куб. м и причинённым вредом в 50,8 млн. долл.
Как указывают эксперты, в целях борьбы с контрабандой в России был предложен ряд нововведений. Среди основных:
-создание единой государственной информационной системы, в которой при помощи электронных сопроводительных документов будет отражаться вся цепочка движения древесины от рубки леса до изготовления готовой продукции и её вывоза за пределы РФ. Если на любом последующем этапе система не подтверждает «легальности происхождения древесины, сделка блокируется». По данным Счётной палаты РФ, в стране имеется почти 1 млрд. га леса, по которым нет достоверной информации, т.е. данные не обновлялись 10 лет, т.к. фактически отсутствует единый государственный лесной реестр. Это значит, что на пороге «серой» зоны оказалось около 85% всего лесного фонда.
-назначение федерального государственного лесного инспектора. Это указание направлено на усиление контроля, который будет включать надзор над транспортировкой, хранением и переработкой древесины. Защитой от «чёрных лесорубов» занимается Росприроднадзор, который не обладает необходимой численностью сотрудников. В 2016 г. количество сотрудников ведомства, которые осуществляют лесную охрану, составляло 61,1% от положенных позиций, а в 2017 г. – 68,8%. В то время как на одного лесного инспектора должно приходиться не более 11,5 тыс. га, например, в Сибирском федеральном округе приходится 82,4 тыс. га. Уследить за такой территорией физически невозможно.
В целом, по мнению экспертов, введение полного запрета на экспорт необработанной древесины приведёт как к позитивным, так и к негативным последствиям: а) нанесёт удар по серому бизнесу в приграничных с Китаем регионах; б) небольшие компании, скорее всего, не успеют создать перерабатывающие мощности к 2022 г., поэтому в выигрыше останутся крупные производители, а это грозит неконтролируемым ростом цен на сырьё.