Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Талибы, которые десятилетиями боролись за создание исламской политической системы, сегодня осознают, как трудно убедить других афганцев и международное сообщество принять их понимание ислама. Талибы также пришли к выводу, что их модель правления 1990-х годов сегодня не выдерживает критики.
Когда талибы захватили территорию по всему ИРА в 1990-х гг., группа основала новый Исламский Эмират Афганистан, но они не консультировались почти ни с одной из различных политических и религиозных групп страны. Результатом стал стиль правления, который под дулом пистолета навязывал нормы и образ жизни сельских жителей Южного Афганистана всей стране. Навязывание афганцам сурового образа жизни, запрещение женщинам работать и получать образование, а также игнорирование призывов международного сообщества превратили талибов в международных изгоев.
Создание «исламской системы» управления в настоящее время является основной целью требований талибов, поскольку они ведут переговоры с афганскими официальными лицами и представителями политической оппозиции. Но талибы должны чётко детализировать свои представления о роли ислама в обществе и управлении. В стране уже есть Конституция, которая ставит Исламскую юриспруденцию выше всех других законов. Афганские чиновники считают характер своей системы достаточно исламским. Их акцент в мирных переговорах делается на защите достижений последних двух десятилетий, включая права женщин, свободу выражения мнений и избирательную демократию.
Что же такого есть в ИРА, что талибы так яростно отвергают? Талибы рассматривают кабульскую правительственную элиту как секуляристов, стремящихся вестернизировать афганское общество. Вместо этого они рассматривают активное продвижение исламских ценностей и морали в обществе как одну из основных функций «истинно Исламского правительства». Они хотят, чтобы религиозные лидеры играли более активную роль в политике и законотворчестве.
Многие афганцы опасаются, что талибы возвратятся к своему жёсткому правлению конца 1990-х гг. Однако в рядах талибов появляются намёки на то, что на них может повлиять общественное мнение, что, возможно, позволит пойти на компромисс.
Например, талибы теперь разрешают посещение школы для девочек в районах, находящихся под их контролем, где существует большой «спрос» населения.
Компромисс по государственному устройству, скорее всего, потребует разработки новой Конституции страны. Президент А.Гани уже предложил талибам возможность внести поправки в действующую Конституцию, но только через существующие процедуры внесения поправок, которые дали бы правительству контроль над этим процессом.
Остаются важные вопросы: согласится ли ДТ на проведение выборов? Примут ли они коалиционное правительство? Лидеры талибов отмечают, что они видят религиозную власть на вершине будущего афганского правительства – если не должность главы исполнительной власти, то орган, наделённый полномочиями по надзору за исполнительной властью.
На самом деле позиции и взгляды талибов проистекают из афганских культурных норм в той же мере, что и из исламской доктрины, которая оказывает на них влияние как в сильно консервативном, так и в относительно прогрессивном направлениях.
В отличие от других современных джихадистских группировок, талибы не зациклены на буквальной интерпретации текстовых источников. Их движение возникло из сочетания Исламских устных традиции и доисламских культурных норм и не имеет единого идеологического документа. Фактически, отсутствие у талибов чёткой интеллектуальной основы привело к тому, что часть их более радикализированной молодёжи присоединилась к конкурирующим группировкам, таким как ИГ в ИРА.
Отсутствие основных, жёстких идеологических текстов может позволить талибам интегрироваться в основную афганскую политику. В Афганистане многие глубоко скептически относятся к подлинным переменам в ДТ и перспективам будущих преобразований. Но нет более простого способа проверить и развить эти возможности, чем политическое участие в контексте продолжающихся мирных переговоров. Если мы хотим, чтобы затянувшаяся война в ИРА наконец закончилась, то новому устройству в ИРА потребуется поддержка консервативных элементов афганского общества.