Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –19 ноября 2019 года в Государственном Академическом театре им. Алишера Навои состоится премьера драматического балета «Распутин» Сергея Полунина. Прославленный артист балета впервые представит в столице Узбекистана свою новую постановку.
«Отличительные черты человеческой личности - это сложная вещь. Мне нужно лишь ощутить Распутина с помощью хореографии, чтобы найти его привлекательные стороны путем интуиции", - так описал Сергей Полунин процесс постижения им яркого образа одной из самых загадочных фигур российской истории.
Драматический балет «Распутин» был создан японским хореографом Юка Ойши специально для Сергея Полунина. В этом году в театре «Палладиум» в Лондоне состоялась мировая премьера спектакля. Действие балета, в котором художником по костюмам выступила известный российский дизайнер Ульяна Сергеенко, происходит на шахматной доске, по которой движутся аллегорические фигуры, во многом олицетворяющие судьбы героев спектакля.
«Это история о человеке с невероятной харизмой, силой и властью. Одни считали Распутина святым и мистиком, многие - дьяволом. Но для меня люди никогда не делятся только лишь на хороших и плохих: когда я смотрела чёрно-белые архивные фотографии, я пыталась представить, какими эти герои были на самом деле, в жизни, в цвете», - Юка Ойши.
«До сих пор много легенд и слухов окружают противоречивую фигуру безумного монаха, но прежде всего, он был человек, - поделилась Юка Ойши. Я верю, что он действительно обладал мистической исцеляющей силой. Я прочла все существующие книги по этой теме, но каждая рассказывала свою историю с противоположными версиями. В конечном счете я поставила хореографию так, как лично увидела это историю, стараясь понять чувства каждого из героев и изобразить их ясные образы».
Балет разделен на два акта, первый посвящен восхождению Распутина, его знакомству с царской семьей, второй — закату и самого 50-летнего «старца», и его венценосных почитателей.
«Мое собственное чувство истории не так прозрачно, - рассказал исполнитель роли самого Григория Распутина Сергей Полунин. Я не ищу информацию в книгах, я использую интуицию. Я полагался на Юку, потому что она прекрасно умеет связывать вещи. Сам я всего лишь инструмент, воплощающий идеи в реальность. История Распутина, его личность полностью зависит от того, чей рассказ вы слышите».
По словам композитора Кирилла Рихтера, который написал музыку для балета, первая часть спектакля описывает появление Распутина во дворце, а вторая часть - закат этой личности и всей царской семьи. «Я думаю, что будет интересно найти в конце цитату из очень известного произведения, которое непосредственно связано с царской семьей. Это гимн "Боже, царя храни", мне была очень интересна семантика слов "храни" и "хорони", потому что они означают очень разные вещи. Финал балета трагичен, и эти слова стали для меня какими-то страшными синонимами, - рассказал Рихтер. Сыграют свою роль и музыкальные инструменты, - добавил композитор. В особенности большая ударная группа и арфа, которую я рассматривал в двух ипостасях — как «атрибут королевского двора» и отсылку к гуслям».
Организатором премьеры балета в Ташкенте выступает Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры РУ.