Бекназар Суюнов, старший научный сотрудник компании IndexInfo, сказал, что Узбекистан опережает многие индустриально развитые страны мира. «За счет стремительного роста рынка республика имеет все шансы выйти в лидеры не только по странам Центральной Азии, но и достойно конкурировать на мировом рынке», - добавил Суюнов.
По данным Суюнова, количество сертифицированных предприятий в 2005-2010 годах выросло 8 раз с 57 компаний до 456 фирм. Около 45% сертифицированных предприятий приходятся на машиностроение, нефтегазовую и пищевую индустрии.
Бекназар Суюнов сказал, что 65% предприятий внедрили систему менеджмента качества (СМК) в соответствии с ISO 9001, 13% - OHSAS 18001 и 9% - ISO 14001. При этом 52% предприятие, которые внедрили СМК, приходится на г. Ташкент и 15% - на Ташкентскую область.
По его данным, доля компании Cert Management в рынке сертификации составила 33%, SGC Tashkent – 11% и Русский Регистр – 10%.
Он подчеркнул: «Однако, несмотря на все положительные тенденции развития отечественного рынка ISO, доля предприятий, имеющих сертификацию, в общем объеме предприятий и организаций по республике является незначительной и составляет 0,16%».
Основной причиной эксперты IndexInfo видят отсутствие понимания о преимуществах системы большинством предприятий. Согласно опросу IndexInfo, 41% опрошенных руководителей предприятий не видят преимущество от внедрения ISO. Финансовые проблемы по внедрению сертификации ИСО являются всего лишь четвертой по значимости причиной отсутствия сертификации ИСО у компаний республики.
Суюнов подчеркнул, что согласно программе «Узстандарт», количество сертифицированных предприятий достигнет 606 в 2011 году, 806 в 2012 году и более 1 тыс. к 2013 году.
Умид Камалов, представитель агентства «Узстандарт», заявил, что на 1 ноября 2011 года 585 предприятий Узбекистана уже внедрили СМК и до конца 2011 года их количество составит 700.
Компания IndexInfo создана в 2006 году при Центре экономических исследований. Компания IndexInfo оказывает широкий спектр маркетинговых услуг: маркетинговые исследования, анализ рынка, продвижение в социальных медиа.