Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 9 апреля казахстанцы были расстроены новостью о том, что одна из выдающихся шахматисток страны, чемпионка Казахстана и мира Динара Садуакасова была вынуждена прервать свое участие в онлайн-турнире из-за плохого интернет-соединения. Динара опубликовала в социальных сетях видео, в котором пожаловалась, что во время матча ей приходилось больше переживать из-за интернет-соединения, чем за саму игру.
Шахматы могут и не быть вопросом жизни и смерти, но факт остается фактом: десятки миллионов жителей Центральной Азии упускают множество других, более важных возможностей из-за низкого качества интернет-соединения, включая перспективы работы, образования, сотрудничества, инноваций и гражданского участия.
Эффективная цифровая связь означает, что подключение должно быть доступным, умеренным по стоимости, инклюзивным, актуальным, пользоваться доверием у пользователя и расширять её или его возможности.
В сегодняшнем мире доступ к интернету - это уже не просто необходимость, а право человека.
Исследования показывают, что страны с надежной коммуникационной инфраструктурой могут наполовину сократить негативные последствия для экономики, вызванные пандемией. Более того, всего десятипроцентное увеличение проникновения широкополосного доступа способно добавить, как минимум, один процент к темпам экономического роста, а увеличение числа пользователей на один процент может помочь нарастить экспорт на 4,3 процента.
К сожалению, Центральной Азии все еще предстоит очень много работы для улучшения качества интернет-соединения, чтобы экономика и люди стран региона могли извлечь пользу из цифрового развития.
Почти половина населения Центральной Азии, главным образом, в сельских и отдаленных районах, не имеют доступа к сети интернет. У трех из пяти стран региона уровень проникновения интернета ниже среднемирового.
Ограниченный доступ к сети интернет – не единственная проблема. Интернет-подключение в Центральной Азии дорогое и плохого качества. Даже в Казахстане, лидере региона по числу пользователей, качество соединения оставляет желать лучшего – можете спросить у Динары Садуакасовой.
Все центральноазиатские страны находятся в хвосте глобального рейтинга по средней скорости загрузки пяти гигабайт фильма или трех часов образовательной лекции на YouTube в формате Full HD (1080p). Наивысший результат среди стран региона показала Кыргызская Республика, но при этом оказалась лишь на 146 месте мирового рейтинга, на 12 минут опередив Казахстан.
Правительства стран Центральной Азии показали, что они могут действовать быстро, когда это необходимо. Так, Узбекистан почти удвоил протяженность волоконно-оптических линий с 36 600 км в 2019 году до 68 600 км в 2020 году, а также упростил процедуры выдачи разрешений на строительство и запуск базовых станций мобильной связи, тем самым стимулировав ускоренное развертывание мобильных сетей.
В регионе имеется множество других примеров - от повышения доступности государственных услуг в цифровом формате до создания колл-центров, горячих линий, новых каналов обратной связи и информационных платформ. Все эти перемены продиктованы необходимостью быстрого реагирования на вызовы, которые ставит перед обществом пандемия.
Тем не менее, правительствам центральноазиатских государств все еще предстоит решить главные проблемы, из-за которых страдает сфера цифровых коммуникаций в регионе.
По оценкам специалистов, чтобы подключить до 2030 года половину населения Центральной Азии, не имеющей пока доступа к широкополосному интернету, страны должны инвестировать не менее 6 млрд долларов США. Это потребует сильной политической воли и беспрецедентных усилий разных сторон, включая привлечение значительных частных инвестиций в развертывание инфраструктуры, действия государства по развитию цифровых навыков, а также реформирование политики в данной сфере.
Как же добиться эффективной цифровой связи для всех?
Во-первых, государствам Центральной Азии необходимо развивать открытый и конкурентный телекоммуникационный рынок. Эту задачу можно решить путём модернизации институциональной, правовой и регулятивной базы, и ее приведение в соответствие с лучшими мировыми практиками. В данном контексте, не менее важно устранить ограничения на пользование всем спектром оптовых и розничных интернет-услуг (включая доступ к международным телекоммуникационным каналам) и облегчить действующие процедуры лицензирования, которые сдерживают развитие отрасли.
Во-вторых, необходимо отказаться от доминирования государства в секторе телекоммуникаций в пользу модели, в которой основную роль играет частный сектор. Регион должен привлечь частные инвестиции, чтобы удовлетворить потребности в инфраструктуре, особенно в сельских и отдаленных местностях, которые зачастую коммерчески непривлекательны для частных операторов. Для этого можно стимулировать совместное использование инфраструктуры, предлагать механизмы государственной поддержки (например, схемы субсидирования на конкурсной основе) и разрабатывать модели государственно-частного партнерства.
Также большое значение будет иметь усиление роли регулятора телекоммуникационной отрасли с передачей ему необходимых полномочий для обеспечения равных условий для всех участников рынка. В дополнение к этому, можно сосредоточить ныне действующие государственные телекоммуникационные компании на выполнении задач развития рынка оптового доступа к инфраструктуре и подключения каждого уголка в стране. При этом, госкомпании должны будут уступить рынок розничных услуг частным операторам, позволив им разворачивать сети «последней мили» и заниматься инновациями в сфере обслуживания клиентов.
В-третьих, правительствам стран Центральной Азии нужно развивать цифровую экосистему, то есть инвестировать в повышение доступа к цифровым устройствам, в качество местного онлайн-контента и в развитие цифровых навыков населения. Чтобы извлечь весь спектр преимуществ, которые предлагает цифровой мир, государствам региона потребуется создать все условия для организации удаленной работы, укрепить кибербезопасность и обеспечить надежную защиту данных как для граждан, так и для бизнесов.
Всемирный банк продолжит поддерживать правительства центральноазиатских государств в этом направлении, в том числе через реализуемую нами программу «Цифровая Центральная Азия — Южная Азия» (Digital Central Asia-South Asia - Digital CASA). Она помогает предоставить региону надежные и доступные по цене интернет-услуги, связать предприятия малого и среднего бизнеса и индивидуальных работников с региональной и глобальной экономикой, создать больше новых и квалифицированных рабочих мест, стимулировать развитие инноваций в сфере государственных и частных услуг.
У стран Центральной Азии есть хороший шанс добиться инклюзивного и эффективного цифрового доступа для своих граждан. Это не только поможет Динаре в ее шахматных достижениях, но и позволит ускорить процессы восстановления экономики, создания рабочих мест и продвижения по пути экономического роста, столь необходимого для всего региона.
Лилия Бурунчук
Региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии.