Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 1-2 февраля журналисты республиканских и международных СМИ принимают участие в пресс-туре, организованном в Самаркандскую область Тайлакский район с целью ознакомления с результатами работ в системе дошкольного образования и проектами, реализуемыми совместно со Всемирным банком.
Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и интеллектуального развития дошкольника.
Сначала участники приняли участие в пресс-конференции, проведенной с участием представителей Агентства дошкольного образования и Всемирного банка и группой реализации проекта, и получили информацию о ходе реализации проекта. Отмечалось, что согласно международному опыту, инвестиции в качественное дошкольное образование обеспечивают подготовку детей к школьному образованию, их социальную адаптацию, развитие необходимых знаний и социально-эмоциональных навыков. В Узбекистане с этой же целью совместно с международными организациями реализуются перспективные проекты.
В соответствии с планом развития образования на 2019-2023 годы совместно со Всемирным банком в отдаленных районах и труднодоступных местностях нашей страны внедрены в практику новые и альтернативные модели формы дошкольного образования.
Очередным шагом в данном направлении стал проект «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста», запущенный на базе Тайлакского педагогического колледжа Самаркандской области и на базе Касансайского педагогического колледжа Наманганской области. В рамках проекта и по приказу № 195 МДО в качестве пилота эксперимента начали работу «Центры раннего развития», каждый из которых включает в себя 3 альтернативные модели:
1. Посещение на дому мало обеспеченных семей с детьми, не охваченными дошкольным образованием,
2. Организация 20 развивающих игровых групп,
3 модель – посещение на дому семей с детьми с дополнительными образовательными потребностями. В ходе пресс-тура, состоявшегося в Самарканде, представители средств массовой информации ознакомились с деятельностью этого центра.
Основная цель проекта – развитие возрастного и индивидуального потенциала, способностей и потребностей ребенка, дальнейшее физическое, умственное и духовное развитие, социальная адаптация, индивидуальные образовательные программы для детей с особыми потребностями, а также создание благоприятной среды, позволяющей получать современное инклюзивное дошкольное образование.
Про «Центры раннего развития» получена дополнительная информация. работают по трем моделям. Первая модель ориентирована на семьи с детьми в возрасте 3–6 лет, не охваченными дошкольным образованием, а также на тех, кто живет в отдаленных сельских районах и не имеет доступа к дошкольному образованию. Работа с детьми организована в семьях, при активном участии родителей в соответствии с государственной учебной программой «Первый шаг».
Вторая модель ведет работу на основе игровых групп. Такие группы открылись в «Центре раннего развития» для детей 3-7 лет. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с государственной учебной программой «Первый шаг», родители могут участвовать на добровольной основе. Игровые группы состоят из детей определенного или разного возраста. В группе может быть от 15 до 20 детей.
По третьей модели посещаются семьи с детьми в возрасте 2-6 лет с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. При работе с детьми, нуждающимися в специальном обучении, родителям будет оказываться необходимая психолого-педагогическая помощь. На дом будут приезжают дефектолог, психолог, педагоги.
Эксперты проекта утверждают, что проект «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» успешно апробирован в качестве пилотного проекта. эксперимента.
- «Данный проект поможет многим матерям-одиночкам, семьям, нуждающимся в социальной защите, а также социальной адаптации в жизни детей из семей с ограниченными возможностями, окажет им психосоциальную поддержку. Это поможет людям обрести свое место в обществе, а также развитию детей, оставшихся без внимания и охвата в соответствии с возрастом.
В Тайлакском районе 50 махаллей, из них дошкольным образованием охвачены через альтернативные модели дети из 41 махалли. Самые дальние махалли расположены в 45-50 км от центра.
С начала проекта центром охвачено 1413 семей и 1617 детей из этих семей.
Общие сведения: Группа Всемирного банка поддерживает усилия Правительства Узбекистана по расширению предоставления услуг РДРВ (раннего развития детей) посредством инвестиционного проекта «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста» (далее «Проект»), который вступил в силу 13 декабря 2019 года.
Проект реализуется Агентством дошкольного образования при Министерстве дошкольного и школьного образования в течение пяти лет (до 31 декабря 2024 года), разделен по компонентам и в основном финансируется Международной ассоциацией развития (МАР). Проект включает в себя следующие компоненты:
a.a) Компонент 1 – Повышение качества дошкольного образования.
Данный компонент состоит из двух наборов мероприятий, один из которых посвящен вопросам качества, и другой – вопросам, связанным с потенциалом системы и эффективным управлением.
a.b) Компонент 2-Улучшение доступа к качественной среде обучения в раннем детском возрасте.
Данный компонент окажет поддержку в вопросах повышения качества среды для обучения в раннем детском возрасте, а также поддержит мероприятия вне дошкольных учреждений, предназначенные для детей, не посещающих детские сады, что должно привести к увеличению уровня доступа к дошкольному образованию.
с) Компонент 3– Партнерство с частным сектором через механизм «социальных облигаций».
Данный компонент окажет поддержку в разработке и реализации инновационного подхода в финансировании воздействия–механизма «Социальных облигаций» (СО) – путем партнерства с частными поставщиками услуг/дошкольными учреждениями.
d) Компонент 4 – Создание системы измерения качества образования.
Данный компонент окажет поддержку в создании системы измерения качества образования в целях информированного принятия решений в Узбекистане. Система будет охватывать сферы дошкольного и общего среднего образования, являющиеся элементами непрерывной образовательной системы страны.
е) Компонент 5– Поддержка управления проектом.
В рамках данного компонента поддерживается мероприятия, связанные с повседневным управлением предлагаемым проектом, его мониторингом и аудитом.
Полученные результаты:
- В 2021-2022 учебном году 9 детей с особыми образовательными потребностями, а в 2022-2023 учебном году 20 детей с особыми образовательными потребностями получили возможность учиться в одном классе со своими сверстниками в обычной школе.
- В Центрах в Наманганской и Самаркандской областях обучаются более трех тысяч воспитанников. Педагоги прошли собеседование у специалистов и психологов Агентства дошкольного образования, а также повысили свою квалификацию на семинарах и тренингах.
В 2019 году предприниматель Марупова Дилафруз Ориповна основала в Акдарьинском районе на базе ГЧП дошкольное образовательное учреждение «Миллат хазинаси» на 250 мест. На сегодняшний день в этом учреждении в 7 группах воспитываются 210 детей.
50 детей получают образование в семейном негосударственном дошкольном образовательном учреждении на 50 мест, организованном частным предпринимателем Джумаевой Дильфузой Сохибовной в селе Бахштепа ССГ Бахштепа Тайлакского района.