Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Согласно оценкам ЮНКТАД, инвестиции являются одним из важнейших источников экономического развития государств. При этом поток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в глобальной экономике в 2020 г. из-за коронавируса сократится на 40% по сравнению с 2019 г. до отметки ниже 1 трлн. долл. Прогнозируется их дальнейшее снижение ещё от 5 до 10% в 2021 г.
В этой связи многие страны принимают меры по смягчению негативных последствий коронакризиса на экономику, в т.ч. создают благоприятные условия для дополнительного стимулирования притока иностранных инвестиций. Изучение опыта ОАЭ в данной сфере представляет интерес для выработки необходимых предложений по улучшению инвестиционного климата в Узбекистане.
I. Согласно отчёту ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2020 г., общий объём ПИИ в ОАЭ в 2019 г. достиг 154 млрд. долл., увеличившись за год на 13,8 млрд. долл. Большая часть ПИИ сосредоточена в секторах торговли, недвижимости, производства, строительства, финансов и страхования.
Сильными сторонами инвестиционной среды ОАЭ являются:
а) отсутствие прямого налогообложения фирм и компаний и физических лиц (кроме нефтяного, банковского и страхового секторов);
б) отсутствие валютного контроля или ограничений, связанных с репатриацией доходов;
в) богатые углеводородные ресурсы страны;
г) устойчивый и прибыльный банковский сектор с мощным суверенным фондом и благоприятными правилами для иностранных инвестиций;
д) дешёвая иностранная рабочая сила;
е) хорошая транспортная и производственная инфраструктура, дешёвая энергия.
В новом законе «О прямых иностранных инвестициях» исключено т.н. «правило 51/49», когда местный акционер должен владеть не менее 51% акционерного капитала. Также новый режим ПИИ позволяет создавать предприятия и компании со 100% иностранного капитала. Согласно закону, при Министерстве экономики ОАЭ создано подразделение по работе с ПИИ с полномочиями по принятию решений в сфере реализации политики привлечения прямых иностранных инвестиций, разработке и внедрению процедур лицензирования в сфере ПИИ.
Также закон предусматривает, что иностранные инвестиционные фирмы, которые получают лицензии, будут рассматриваться как национальные компании, что значительно ограничивает бюрократические механизмы. Также ПИИ не могут быть экспроприированы полностью или частично, кроме как в общественных интересах, и в этом случае должна быть выплачена справедливая компенсация. Любые права на недвижимость компаний, имеющих лицензию на ПИИ, не могут быть отменены, приостановлены или ограничены, за исключением случаев нарушения условий лицензии, а активы и средства таких компаний не могут быть заморожены, конфискованы или переданы в управление, кроме как по решению суда.
Кроме того, в ОАЭ проведены структурные изменения в правительстве в ответ на негативное воздействие COVID-19 на экономику, которые подразумевают упразднение половины центров государственных услуг и их преобразование в цифровые платформы.
Правительство Абу-Даби с целью улучшения делового климата в своём эмирате разработало стратегию «Abu Dhabi Economic Vision 2030». Данным документом предусмотрена трансформация экономики эмирата в долгосрочном плане, в том числе снижение зависимости от нефтяного сектора как источника экономической активности и повышение внимания к наукоёмким отраслям.
Данная Стратегия определяет 7 первоочередных экономических приоритетов правительства:
1) создание открытой, эффективной, действенной и глобально интегрированной бизнес-среды;
2) принятие дисциплинированной налогово-бюджетной политики, учитывающей экономические циклы;
3) создание устойчивой денежно-кредитной и финансовой рыночной среды с управляемыми уровнями инфляции;
4) содействие значительному повышению эффективности рынка труда;
5) создание достаточной и устойчивой инфраструктуры, способной поддерживать ожидаемый экономический рост;
6) развитие высококвалифицированной и высокопроизводительной рабочей силы;
7) предоставление финансовым рынкам возможности стать ключевыми инвесторами экономических секторов и проектов.
II. ОАЭ заняли 16-е место из 190 стран в отчёте ВБ «Doing Business 2020». В ОАЭ функционируют 45 свободных экономических зон. Особенностью является то, что каждая зона самостоятельно осуществляет управление и определяет политику функционирования.
Также каждая СЭЗ выдаёт операционные лицензии участникам и оказывает помощь компаниям в открытии бизнеса. В СЭЗ участники освобождены на 100% от налогов на импорт и экспорт, корпоративного налога на 50 лет, подоходного налога с работников. Разрешена 100% репатриация капитала и прибыли.
Как правило, налогообложение в ОАЭ основывается на концепции территориальности. Размер корпоративного налога составляет 0% (кроме нефтегазовых и дочерних компаний иностранных банков). Федеральное правительство не взимает налогов с доходов или имущества компаний и частных лиц. Филиалы иностранных банков облагаются налогом в размере 20% в большинстве Эмиратов. Прирост капитала не облагается налогом, стандартная ставка НДС составляет 5%.
В целом законодательство ОАЭ в сфере иностранных инвестиций, которое направлено на защиту интересов зарубежных вкладчиков, регулярно дополняется и совершенствуется. Изменения затрагивают как гарантии и соблюдение прав инвесторов, так и бюрократические процедуры. Власти Эмиратов стремятся максимально упростить данную сферу, чтобы ОАЭ могли успешно конкурировать на международном рынке и привлекать инвестиции из самых разных стран земного шара.
ОАЭ представляют собой важнейший центр ведения коммерческой деятельности для всего ближневосточного региона, поскольку он характеризуется оптимальной транспортной доступностью за счёт развитой сети наземного, воздушного и водного транспорта.
Кроме того, стремительный рост индустрий туризма и гостеприимства позволяет ОАЭ поддерживать свою репутацию одного из важнейших ближневосточных центров зарубежного инвестиционного рынка.