Галереи мира, такие как Gilbert Collection (Лондон), «Галлеев Галерея» (Москва), China Millennium memorial (Пекин), Московский дом фотографий, Лувр (Париж), бились за право проведения выставки его работ.
В России, Франции, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге, Германии, Украине, Китае, Японии, Монголии были выставлены снимки Макса Пенсона в рамках передвижной выставки «125 лет узбекской фотографии», а в 2011 году в Нью-Йорке прошла персональная выставка мастера, организованная Фондом Форумом. О его работах писали такие издания как The New York Times, «Коммерсантъ», «РБК daily» и многие другие.
Макс Пенсон с 1926 года работал в редакции газеты «Правда Востока». Уже в 1934 году состоялась первая его выставка в Париже. Успех был очевиден. Ему вручили золотую медаль за снимок «Узбекская мадонна». Первоначально этот кадр Пенсон назвал «Мать». А переименовали ее в 1938 году на парижской всемирной выставке. Макса Пенсона ценил известный режиссер Сергей Эйзенштейн, познакомившийся с ним на строительстве Ферганского канала. Пенсон был известен всем крупным московским фотографам. Однако из Ташкента не уехал, при жизни имел всего одну персональную выставку.
Лиза Новикова, корреспондент газеты «Коммерсантъ» пишет о М. Пенсоне так: «Живя в Узбекистане, он воспевал местную красоту и в то же время умел поиронизировать над штампами восприятия Востока Западом. Многие из его образов литературны: здесь можно найти ироничные картинки в духе Ильфа и Петрова («Шайтан – черт, арба – телега, шайтан-арба – Среднеазиатская железная дорога») и строгие портреты платоновских «одухотворенных людей». О том, что пенсоновский документальный репортаж «превращается в искусство», писали уже многие издания».
Архив его долгое время был забыт и чудом уцелел. Помогли его дети, однажды оценившие значимость старых отцовских фотографий.
Дина Ходжаева-Пенсон, дочь Макса Пенсона, фотограф:
- Отец работал не ради славы, да и поверьте мне, он и вообразить не мог, что со временем к его снимкам появится такой интерес. С 1998 года, спустя шестьдесят лет, его фотографии появились на Всемирной выставке в парижском Лувре, творческое наследство ожило, получило высочайшую оценку многих выдающихся деятелей культуры, включая патриарха фотоискусства Анри Кретьен-Брессона. С этюдами Пенсона знакомы отныне в Германии, Израиле, России и Италии. То, что в рамках VI Тташкентской международной фотобиеннале-2012 представлено 54 кадра из архива Макса Пенсона меня радует. Спасибо организаторам за уникальную возможность в одном месте в одно время увидеть и сравнить фотографии прошлого века с современными снимками. Это хорошая школа мастерства для молодых людей, которые увлекаются фотографией. Стиль отца – это репортерские фото, очень сложный вид искусства. Это нельзя ставить в вровень со студийной фотографией, где ты можешь посадить человека и выстроить свет. Отбор снимков организаторы выставки доверили мне. Старалась подобрать разностильные кадры, чтобы привлечь внимание молодого поколения.
Филипп Бергсон, кинокритик, член жюри по короткометражным фильмам на II международном кинофоруме «Золотой гепард», Великобритания:
- Многие искусствоведы считают, что фотография сегодня живет гораздо интенсивнее и ярче, чем изобразительное искусство. Во всяком случае, впечатление от выставки сильное, таких живых эмоций художественные экспозиции давно не вызывают. Его кадры не выстроены, не продуманы. Видно, что Пенсон словно ловил моменты. Его профессиональное чутье указывало на красоту человеческого состояния и переживания. Его фотографии словно картины. Просты в исполнении, ясны, понятны. Каждый снимок словно «дышит». Я поражен таким мастерством. Сейчас сплошь и рядом фотографы снимают как бы «скрытой камерой», «папарацци», но редко, когда выходит достойный кадр. У Макса Пенсона мы видим «искусство момента», если это можно так называть.
Паоло Роверси, фотограф (Франция):
- В фотографии очень важен фактор узнаваемости авторского почерка. Фотография формирует взгляд и формируется взглядом, поэтому сегодня это наиболее доступное искусство. Архивы старых мастеров становятся событием, но без современной фотографии нельзя вернуть отечественному фотоискусству утерянный высокий статус. Ставки должны быть сделаны на молодых.
Томас Н’эвергрин, певец (Дания):
- Считается, что человек помнит себя с пяти лет. Нынешнее поколение при всей фантазии не может конкретно представить, как жили предшественники, довольствуясь лишь словесным описанием. Но не зря утверждают: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На открытии VI Ташкентской международной биеннале организаторы тщательно продумали все экспозиции, благодаря которым мы можем сравнить не только прошлое и настоящее, но и разные стили современности.
Менахем Голан, продюсер, режиссер, актер, Израиль:
- Необходимо понимать, что время тридцатых-пятидесятых годов прошлого столетия для многих из нас практически «далекое прошлое», особенно для молодежи. Подобные выставки на международных биеннале имеют под собой двойной смысл. Помимо эстетического наслаждения искусством фотографии прошлого столетия экспозиция Макса Пенсона позволяет современным молодым людям увидеть жизнь дедов и прадедов без прикрас, без наслоений конъюнктуры, а истинной, реальной.
Вадим Толстов, участник VI Ташкентской международной фотобиеннале-2012 (Россия):
- Я не первый раз в Узбекистане. За плечами уже 5 выставок моих работ в Ташкенте. С семьей Пенcонов я хорошо знаком, особенно с его дочерью Диной. Знаете ли вы, что немалое число негативов, фотоотпечатков Макса Пенсона вообще могли «не ожить»? После смерти Макса Захаровича они остались в разрушенном ташкентским землетрясением домике, подлежащем сносу. Их спасла дочь Дина и ее муж – известный узбекский кинодокументалист и литератор Файзулла Ходжаев. Стиль Пенсона я бы назвал смелым. Он жил и фиксировал время, которое, на самом деле очень схоже с нашим – все быстро меняется. А вспомнить, выстроить и отобразить все изменения без прикрас, естественно, можно только при помощи фотоаппарата. Снимки Пенсона всегда будут иметь свою нишу в фотоискусстве. Его кадры – это история, живая история в лицах. Для молодежи это бесценный клад знаний и, главное, вкуса. Сейчас многим не хватает именно вкуса. Радует, что его фотографии никого не оставили равнодушным.