По итогам опросов, проведенных в марте 2011 года Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике осуществлен расчет ИПС за 1 квартал 2011 года и сравнительный поквартальный анализ тенденций изменения текущего и ожидаемого спроса потребителей, а также факторов, влияющих на спрос потребителей - оптимизм в части будущих доходов и цен, имущественная обеспеченность и сберегательный потенциал домохозяйств (ДХ).
Индекс покупательского спроса в 1 квартале т.г. по сравнению с 1 кварталом прошлого года возрос на 3 пункта (с 132 до 135). Ожидания потребителей в предстоящие 6 месяцев (в 2-3 кварталах 2011г.) в части увеличения своих расходов на товары и услуги достаточно устойчивы.
Наиболее высокий индекс покупательского спроса в 1 квартале т.г. складывался на продовольственные товары (156), дорогостоящие товары длительного пользования (141), стройматериалы (140). Частный индекс спроса на услуги составил 122. Наибольшие значения отмечены по индексам спроса на услуги транспорта (127), связи (123), услуги по проведению семейных мероприятий (123).
Частный индекс ожидаемого спроса на продовольственные товары имел тенденцию роста (с 149 в 1 квартале 2010г. до 156 в 1 квартале 2011г.). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился ожидаемый спрос на мясо, птицу, молоко (рост на 24 пункта) и на продукцию из них (12 пунктов), яйца (39 пунктов), кондитерские изделия (17 пунктов), рыбу и морепродукты (14 пунктов). В марте 2011г. самые высокие индексы ожидаемого спроса на продовольственные товары отмечены на мясо, молоко и продукцию из них (156), яйца (151), кондитерские изделия (140), муку и все виды хлеба (137). Данный факт свидетельствует о наличии высокого спроса со стороны потребителей на эти виды товаров и необходимости наращивания их производства отечественными производителями.
Активность домохозяйств в строительстве и проведении ремонта жилья объясняет динамику роста спроса на стройматериалы, а также увеличение спроса на мебель, ковры, бытовые товары и кухонное оборудование, необходимое для обустройства нового жилья. В апреле-сентябре 2011г. приобрести участок земли наметили 8,4% домохозяйств, купить дом или квартиру - 4,5%, начать или продолжить строительство жилья, пристроек - 17,4%, произвести текущий или капитальный ремонт своего жилья - 30,7% респондентов.
По результатам опросов в марте 2011г. частные индексы ожидаемого спроса на товары повседневного и длительного пользования, стройматериалы и услуги остались на уровне индексов соответствующего периода прошлого года. В апреле-сентябре т.г. 33% опрошенных ДХ планируют увеличить спрос на товары повседневного спроса, 41% - на дорогостоящие товары длительного пользования, 40% - на стройматериалы, 20% - на услуги.
Индекс ожидаемого роста доходов ДХ в 1 квартале 2011г. составил 165 и превысил на 3 пункта показатель соответствующего периода прошлого года, индекс ожидаемого изменения цен составил 150, сократившись на 3 пункта.
Проводимые государственные меры по повышению платежеспособности населения, вводу в действие новых объектов по производству потребительских товаров, строительству дорог и инфраструктуры сервиса и т.д. позволили увеличить расходы ДХ на все виды товаров и услуг. Текущий индекс покупательского спроса возрос на 7 пунктов (с 125 в 1 квартале 2010г. до 132 в 1 квартале 2011г.).