Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Берлинский институт Меркатора по изучению Китая (MERICS) опубликовал доклад, в котором даётся анализ экономической взаимозависимости КНР и ЕС.
Справочно: Берлинский институт Меркатора по изучению Китая (MERICS) основан в 2013 г., является ведущим в ЕС аналитическим центром по изучению КНР. Деятельность центра нацелена на исследование политических, экономических и социальных тенденций в Китае, их влияния на ЕС и в мир в целом.
За последние два десятилетия быстрый рост Китая и его центральная роль в качестве движущей силы глобализации привели к расширению экономических связей с ЕС. КНР стала крупным торговым партнёром и ключевым рынком для стран Евросоюза. Однако из-за усиливающихся политических расхождений и экономической конкуренции некоторые сферы их экономической взаимозависимости становятся серьёзной проблемой для обеих сторон. Кроме того, сбои в цепочке поставок во время пандемии Covid-19 ещё больше усилили опасения ЕС касательно чрезмерной зависимости от Китая.
Анализ доклада позволяет выделить следующие основные моменты:
1) ЕС нуждается в ясной оценке своих экономических отношений с Китаем. В ЕС растёт понимание того, что более глубокая интеграция и потенциальная уязвимость сопряжены с политическими рисками, поэтому необходима более чёткая оценка своей экономической значимости, уязвимости и сильных сторон, чтобы адекватно сбалансировать различные сферы сотрудничества и конкуренции с КНР.
2) Китай является ключевым рынком для ЕС, но экономическая зависимость остается ограниченной. КНР является вторым по значимости торговым партнёром ЕС после США. В период с 2000 - 2019 гг. объём двусторонней торговли увеличился почти в 8 раз и достиг 560 млрд. евро. В то же время растущий спрос на европейские товары сделал Китай важным экспортным направлением.
Однако присутствие китайских компаний и китайских инвестиций в Европе все ещё относительно невелико. Совокупный объём инвестиций из КНР остается на уровне 5% от общего объёма инвестиций в ЕС. На Китай в 2019 г. приходилось в среднем лишь 2,4% общего экспорта стран ЕС. Даже у стран со сравнительно высокой долей импорта из Китая она не превышает 10%. Выше всего эта доля у Германии (7,2%), а также у Великобритании (авторы доклада учитывают её вместе со странами ЕС), Ирландии, Финляндии, Дании и Швеции (от 5% до 7%).
3) По некоторым категориям товаров Евросоюз довольно сильно зависим от китайского экспорта. По подсчётам, из 5,6 тыс. категорий товаров в целом, есть 659 категорий, в которых ЕС «стратегически зависит» от поставок из Китая. Авторы доклада называют «стратегической зависимостью» ситуацию при которой страны ЕС экспортируют более 50% какого-либо товара из КНР и на неё приходится более 30% мирового рынка этого товара в целом. В докладе говорится, что значительная часть этих категорий потребительская электроника и потребительские товары, поэтому в случае возникновения по каким-либо причинам дефицита на них это может повлиять на розничный сектор, но все же не будет критическим для ЕС.
Критическая же зависимость - «когда ограничение доступа к этой категории товаров может подорвать экономику страны или другим способом сделать ее уязвимой». Такая зависимость зафиксирована по 103 категориям в таких секторах, как электроника, металлы и минералы, химические вещества, медицинские товары и лекарства.
3) экономическая зависимость имеет двусторонний характер. Китаю есть что потерять из-за ухудшения отношений с ЕС, который является одним из крупнейших иностранных инвесторов и создателей рабочих мест в стране, а также важным рынком и источником ноу-хау. На ЕС приходится 20% экспорта КНР.
Кроме того, стратегическая зависимость от импорта в некоторых звеньях цепочки поставок также взаимна. Европейское оборудование, специализированные инструменты, материалы и компоненты имеют решающее значение для производственной мощи Китая не только в сфере низкотехнологичных, но и высоких технологий.
4) Стратегия экономического принуждения КНР. Готовность и растущая способность Китая к экономическому принуждению является фактом, но до сих пор она, в основном, принимала форму угрозы, а не конкретных действий. Политика КНР носит избирательный и прагматичный характер с учетом её собственной экономической уязвимости.
В целом, авторы доклада, подчеркивают, что европейским властям нужно ясно оценивать зависимость ЕС от Китая в некоторых категориях товаров и связанную с этим уязвимость в случае ухудшения отношений. В то же время, «политика ЕС в отношении Китая не должна ограничиваться преувеличенным ощущением экономической уязвимости и должна опираться на взаимные сильные стороны».