Правительство Республики Узбекистан проводит последовательную работу по снижению налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Так если в 2000 году налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты составляла 27,9% к ВВП, то к 2012 году она снижена на 6,5 процентных пункта и составит 21,4% к ВВП, что является одним из низких показателей в международном сообществе.
Основными факторами увеличения доходной части Государственного бюджета при снижении налоговой нагрузки являются расширение налогооблагаемой базы и увеличение собираемости налогов.
Так, за первый квартал текущего года собираемость налогов против соответствующего периода прошлого года увеличилась на 3,1%.
При снижении с 1 января 2012 года ставки единого налогового платежа для малых предприятий в сфере промышленности с 6 до 5 процентов, поступления по данному налогу за первый квартал текущего года возросли на 28,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей в сфере услуг в 2 раза позволило не только увеличить число занятого населения, но и обеспечить рост поступлений по данному источнику доходов на 36,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Кроме того, снижение ставки налога на доходы физических лиц на один процентный пункт, положительно повлияло на рост реальных доходов населения.
Принимаемые ежегодно меры по снижению налоговой нагрузки позволили создать эффективную систему налоговых стимулов для постоянной модернизации, технического и технологического перевооружения, а также для предприятий, участвующих в программах локализации.
Только за первый квартал текущего года сумма средств, остающихся в распоряжении предприятий за счет вновь предоставленных налоговых льгот, составила более 600 млрд. сумов или 3,4% к ВВП.
Расходы Государственного бюджета Республики Узбекистан в I квартале 2012 года осуществлены в полном объеме в размере 4 464,7 млрд. сумов или с увеличением против аналогичного периода прошлого года на 26,6%. В общих расходах Государственного бюджета доля расходов на социальную сферу составила 58,7% против 57,8% в аналогичном периоде 2011 года.
По итогам I квартала 2012 года Государственный бюджет Республики Узбекистан исполнен с профицитом в размере 0,2% к ВВП.
В результате благоприятной макроэкономической ситуации, устойчивого исполнения Государственного бюджета с профицитом, обеспечения положительного сальдо торгового и платежного баланса в течении последних лет, сформирован уставный капитал Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан в размере $10,0 млрд., который в предстоящие годы предусматривается увеличить до $15,0 млрд.
Средства Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан являются одним из важных источников финансирования программ модернизации и технологического перевооружения стратегических отраслей экономики и инфраструктуры.