Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») Узбекистана в иностранной валюте на уровне «BB-» со «Стабильным» прогнозом.
Финансовые основы: Рейтинги Узбекистана учитывают прочные внешние и фискальные буферы, низкий государственный долг и высокий уровень роста по сравнению с странами с рейтингом «BB», вместе с высокой зависимостью от сырьевых ресурсов и структурными слабостями, такими как низкий ВВП на душу населения, не конкурентоспособное и крупное, хотя и уменьшающееся, государственное присутствие в экономике, а также слабые, но улучшающиеся уровни управления.
Реформы переходят на новый этап: Правительство Узбекистана продвигается с ключевыми структурными экономическими реформами, в частности, заметным сокращением субсидий на энергию для домашних хозяйств, которые будут введены в мае 2024 года. Fitch считает, что успешная реализация данной инициативы принесет выгоды долгосрочной общественной финансовой устойчивости и снизит риски от обязательств государственных электросетевых компаний.
Тем не менее, планы по поэтапному отказу от субсидированных кредитов идут медленнее, вероятно, из-за социальных соображений. Также, после успешной приватизации Ipoteka Bank в 1 полугодии 2023 года власти продлили сроки продажи контрольных пакетов акций еще двух крупных банков. Это подтверждает ожидание Fitch, что первоначальный график приватизации банков был бы сложен из-за внедрения изменений в бизнес-модель. Инвесторский настрой также может повлиять на текущую геополитическую неопределенность в регионе, что может замедлить процесс приватизации.
Фискальное нарушение в 2023 году: Общий бюджетный дефицит (который включает балансы внебюджетных счетов и Фонда по реконструкции и развитию Узбекистана; ФРРУ) расширился на 1,4 п.п. до 5,5% ВВП в 2023 году, значительно превысив начально запланированный уровень в 3%, что является следствием задержек в либерализации тарифов на энергоресурсы для населения, а также более медленного, чем ожидалось, снижения субсидированных кредитов и снижения налога на прибыль предприятий из-за краткосрочных энергетических проблем в 1 квартале 2023 года.
Fitch ожидает, что дефицит сократится до 4,3% ВВП в 2024 году и 3,9% в 2025 году, так как сокращение субсидий на энергию внесет постоянное снижение расходов на оцениваемые 1,5 п.п. от ВВП с 2024 года. Рисками для прогнозов агентства являются более высокая инфляция, которая может потребовать большей поддержки населения.
Стабильный банковский сектор: Узбекистан имеет устойчивый рост кредитования во всех сегментах розничного сектора с 2-го полугодия 2022 года (в 2023 году: 47% г/г в розничных кредитах), особенно резкое увеличение автокредитов (36% всех выданных розничных кредитов в 2023 году) и ипотечных кредитов. Уровень задолженности домохозяйств все еще относительно низок, и качество розничных кредитов в банках по-прежнему кажется крепким, с регулируемым коэффициентом просроченных кредитов (NPL) на уровне 3,5% на конец 2023 года (4% для государственных банков). Однако, на взгляд Fitch, коэффициент NPL полностью не учитывает кристаллизующиеся риски по качеству активов, так как агентство видит риски от кредитов, выданных в начале периода реформ (с 2017 года).
Субсидированные кредиты упали до 17,5% от новых кредитов, выданных в 1-3 кварталах 2023 года, и 29,5% от остающегося объема кредитов на конец 3 квартала 2023 года (2019 г.: 56%), хотя они могут увеличиться из-за новых программ субсидированных кредитов в сегментах МСП и сельского хозяйства, предусмотренных правительством. Долларизация банковских вкладов и кредитов в Узбекистане достаточно высока и составляет 30% и 45% соответственно на конец 2023 года, хотя их объем уменьшается.
Инфляционные давления: Инфляция исторически оставалась высокой по сравнению с аналогичными странами, что свидетельствует о слабых каналах передачи монетарной политикир. Fitch учла повышение инфляции на 3 п.п. из-за повышения тарифов на энергоресурсы в 2024 году, что приведет к ежегодному среднему уровню инфляции в 13% в этом году. Дополнительные этапы увеличения тарифов, так как власти стремятся достичь полного рыночного ценообразования к 2027-28 годам, представляют собой риски для инфляции. В 2023 году Центральный банк Узбекистана решил отложить введение формальной инфляционной цели в 5% с конца 2024 года до 2 полугодия 2025 года, в значительной степени из-за инфляционных давлений, и Fitch ожидает сохранения жесткой денежной политики.
Экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) – «Качество управления»: Узбекистан имеет скоринговые баллы релевантности ESG «5» по параметрам «Политическая стабильность и политические права» и «Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией». Эти скоринговые баллы отражают высокий вес Индикаторов качества управления Всемирного банка в суверенной рейтинговой модели агентства. Узбекистан имеет низкую позицию в рэнкинге по Индикаторам качества управления Всемирного банка в 29-ом процентиле, что отражает слабую оценку прав участия в политическом процессе и институционального потенциала, неравномерное применение принципа верховенства закона и высокий уровень коррупции.
Факторы, которые могут, индивидуально или коллективно, привести к отрицательным изменениям в рейтинге/понижению
Внешние финансы: существенное ухудшение внешних финансов, например ввиду значительного снижения переводов денежных средств граждан, работающих за рубежом, или увеличение торгового дефицита, что привело бы к существенному сокращению валютных резервов.
Государственные финансы: заметное увеличение отношения государственного долга к ВВП или снижение фискальных буферных резервов у государства, например ввиду продолжительного периода низкого роста или материализации условных обязательств.
Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтингов:
Макроэкономика: последовательное осуществление структурных реформ, направленных на укрепление перспектив роста ВВП и повышение макроэкономической стабильности.
Государственные финансы: консолидация бюджета, что повысило бы устойчивость государства к долговой нагрузке в среднесрочной перспективе.
Структурные факторы: заметное и устойчивое улучшение стандартов качества управления и ослабление политического риска.